ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

59 цепта текста (предполагающее фиксацию объективного содержания, рас- смотренного в категориях культуры) и концепт произведения (предпола- гающее изучение субъективного понимания), за которыми стоят совер- шенно разные подходы к этим феноменам» (Токарев Г. В., 2013, 140–149). Существует несколько методик концептуального анализа, позволяю- щих интерпретировать художественный текст. В данном случае анализ ху- дожественного текста рассматривается с позиции лингвокультурологии. Концептуальный анализ художественного текста включает в себя анализ отдельных (например, базовых ) концептов. Г. В. Токарев предложил схему концептуального анализа на материале репрезентаций концепта «труд» в русском языке. Рассмотрим основные положения данного анализа: 1. Вербализация стереотипных представлений о труде в русском языке. 1.1. Внутренняя форма как средство вербализации культурных стерео- типов. 1.2. Вербализация стереотипов трудовой деятельности русской обще- народной культуры посредством различных культурных кодов. 1.3. Вербализация стереотипных представлений о труде в русских суб- культурах. 1.4. Квазисимволы и квазиэталоны русского языка как средства вер- бализации культурных стереотипов. 2. Вербализация процессов осмысления трудовой деятельности семан- тикой ключевых слов в русском языке. 2.1. Русские ключевые слова культурного концепта «Труд». 2.2. Отражение концептуализации труда в семантической структуре многозначного слова. 2.3. Вербализация процессов осмысления труда синонимическими рядами. 2.4. Объективация процессов осмысления труда антонимическими ап- позициями. Как показывает схема, ведущими положениями представленного ана- лиза являются вербализация стереотипных представлений о труде и верба- лизация процессов осмысления трудовой деятельности семантикой ключе- вых слов в русском языке. Предлагаемый концептуальный анализ может быть использован в качестве универсального инструментария для структу- ризации информации, стоящей как за отдельной лексической единицей (лексемой), так и за лексическим полем (текстом и совокупностью тек- стов). Указанный анализ может быть применим для репрезентации любого концепта, используемого для интерпретации художественного текста. Таким образом, мы видим, что определений понятия концепт очень много, данное понятие является многогранным, это создает широкие воз- можности для интерпретации текстов с различных позиций. Применение концепта необходимо для того, чтобы лучше понять текст, его идею. Кон- цептуальный анализ позволяет интерпретировать художественный текст,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=