ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

58 (Лихачев Д. С., 1997, 150). По его мнению, «концепт не возникает из зна- чения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека. Потенции контекста тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека» (Лиха- чев Д. С., 1997, 151). Ученый считал, что концепты имеют особенность од- новременно заключать в себе большое количество различных отклонений и дополнений, которые находятся непосредственно в пределах контекста. Он акцентирует внимание на том, что содержание концепта обусловле- но национальным, сословным, классовым, профессиональным, семейным и личным опытом человека. «Концептосфера национального языка тем бо- гаче, чем богаче вся культура нации…» (Лихачев Д. С., 1997, 153). Лихачев заключил, что концепт «находится между богатыми возможностями, воз- никающими на основе его «заместительной функции» и ограничениями, определяемыми контекстом» (Лихачев Д. С., 1997, 152, 153). Ю. С. Степанов рассматривал концепт в тесной связи с понятием. Он обращал внимание на внутреннюю форму этих слов с точки зрения происхождения и находил между ними много общего. Он указывал, что хотя в прошлом эти слова и являлись тождественными, в настоящее время они довольно четко разграничены. Ю. С. Степанов считал, что концепт и понятие – термины разных наук; второе употребляется главным образом в логике и философии, тогда как первое, концепт, является термином в од- ной отрасли логики – в математической логике, а в последнее время закре- пилось также в науке о культуре, в культурологии. «Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, по- средством чего человек – рядовой, обычный человек, не «творец культур- ных ценностей» – сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» (Степанов Ю. С., 2004, 42, 43). Концепт, по мнению ученого, имеет более широкое мыслительное пространство по сравнению с понятием. Концепт включает в себя понятие и суммирует его с ценностным пред- ставлением о нем человека. Г. В. Токарев рассматривает различные подходы к термину концепт при анализе текста. Например, он считает, что в когнитивной лингвистике этот термин является базовым, так как обладает следующими признаками: он оперативен и в то же время отражает результаты всего человеческого опыта, имеет инвариантный стержень и вместе с тем постоянно изменяет- ся. Он указывает на такие признаки концепта, как актуальность, субъек- тивность, что позволяет сделать вывод: концепт отражает один или не- сколько различных признаков объекта. Г. В. Токарев рассматривает кон- цепт и с позиции лингвокультурологии, где релевантными признаками это- го понятия оказываются инвариантность, содержательное наполнение кон- цепта (концепт как отражение результатов деятельности человека). Также он акцентирует внимание на том, что «необходимо различать понятия кон-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=