ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

53 Т. В. Сафонова safonova76@mail.ru Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Документ в художественном дискурсе В. Богомолова Одной из ярких особенностей произведений о Великой Отечественной войне является широкое использование текстов документов. Данная черта военной прозы объясняет неоднократное обращение исследователей к во- просу о функции документа в художественном повествовании и степени документальности произведения. Определяя место документов в структуре художественных текстов, исследователи единодушны во мнении о их осо- бой роли в организации сюжета и композиции произведений. Подлинность используемых документов позволяет выделять художественно-докумен- тальное повествование и собственно художественное повествование, «ори- ентирующееся на творческую переработку подлинного факта, но с исполь- зованием структуры и всех важнейших атрибутов документального повест- вования; это имитация «документальности» (Бессонова Т. М., 2009, 214). К числу произведений, в которых художественный вымысел тесно спле- тается с документальной достоверностью, можно отнести и роман В. Богомолова «Момент истины (В августе сорок четвертого...)». «Определив ход повествования в русле приключенческой и детективной литературы, пи- сатель стремится максимально приблизиться к истине, рассказать правду о войне в лучших традициях русской классики» (Сафонова Т. В., 2016, 52). Поставленная писателем задача решается во многом посредством широкого включения в общую структуру романа текстовых фрагментов, стилизован- ных под документы военных лет. Как отмечает Л. Аннинский, «семьдесят страниц оперативных сводок, шифротелеграмм, ориентировок, приказаний и донесений» составляют восьмую часть романа (Аннинский Л., 1977, 158). Данные фрагменты романа стали основанием для противоположных мнений, касающихся прежде всего подлинности документов, включенных в повествование. Цензоры сокращали роман, основываясь на недопустимо- сти открытой публикации секретных документов. В то же время некоторые критики, литераторы и рядовые читатели утверждали, что «все документы взяты с потолка» и «не имеют ничего общего с настоящими» (Богомо- лов В., 2013, 641). Выступая в защиту своего романа, В.Богомолов в от- крытом письме критику Э. В. Кардину приводит официальное экспертное заключение: «Публикуемые в материале документы, за исключением эле- ментов привязки (фамилии и воинские звания участников событий, время и места действия, порядковые номера соединений и частей), текстуально идентичны подлинным соответствующим документам» (Богомолов В., 2013, 641).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=