ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

46 По старому обычаю парень, посватавшись к девушке, дарил ей прялку собственной работы. Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и рас- писана, тем больше чести жениху. Долгими зимними вечерами собирались девушки на посиделки, приносили прялки, работали да хвастались жени- ховыми подарками. Прясть и вышивать было принято в часы, свободные ото всех других ра- бот. Обычно девушки собирались вместе в какой-нибудь избе и садились за работу. Сюда же приходили парни. Часто они приносили с собой балалайку, и получался своеобразный молодёжный вечер. Девушки работали и пели пес- ни, частушки, рассказывали сказки или просто вели оживлённый разговор. Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто но- сил эту одежду, от беды, от злого человека. Отдельные элементы вышивки носили символическое значение. «Вышила женщина ёлочки, – значит, же- лает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. По- этому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить» 1 . И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его. На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеве- рия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже опреде- ление сроков и продолжительности времен года связано с реальными клима- тическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных об- ластях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь. Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал, народным православием. С утверждением христианства языческие праздники запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в ка- лендаре, появились передвижные праздники пасхального цикла. Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит. Каждый народный праздник в России сопровождается обрядами и песнями. Их происхождение, содержание и цель отличаются от церков- ных празненств. 1 Лебедева Н. И., Маслова Г. С. Русская крестьянская одежда XIX – нач. XX в. М., 1997.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=