ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

43 у старшеклассников не возникло трудностей с определением рода и жанра рассказа Л. Н. Толстого. Успешно справились учащиеся и с анализом лек- сических средств, объяснив их роль в тексте. Старшеклассники проследи- ли связь заглавия, диалоговой формы рассказа, темы произведения. Ученики 11 класса для определения тематики и проблематики расска- за сразу же обратились к последнему предложению. Почти все учащиеся отметили кольцевую композицию рассказа: анализируя текст, проследили связь экспозиции и финала произведения. Выявляя ключевые слова, стар- шеклассники стремились дать им оценку, определить вслед за автором особенности характера русского человека: его «семейность», «обществен- ность», доброту, вдумчивость, его понимание того, что душа стоит на пер- вом месте. Также ребята показали, что они владеют умением обобщать: в одном мужике вместе с автором увидели русский народ. Хочется отме- тить, что читательский опыт, знание теории литературы сформировали у старшеклассников представление о собирательном образе. Всё же одна ученица, размышляя о теме рассказа Л. Н. Толстого, ото- шла от текста произведения, так как углубилась в анализ исторической си- туации, в результате чего неверно интерпретировала текст. Рефлексия показала, что с помощью наводящих вопросов, заданий с выбором нескольких вариантов ответа на вопрос шестиклассники справи- лись с определением основной проблемы, поставленной в тексте. Ряд упраж- нений, направленных на выявление не только ключевых слов, но и предло- жений, содержащих основную мысль текста, помог учащимся найти в рас- сказе Л. Н. Толстого ключевые фразы, в которых заключена позиция автора. Анализ эксперимента позволил сделать следующие выводы. 1. Уровень читательской компетентности старших школьников выше, чем средних. 2. Анализируя текст, старшеклассники «идут» от синтеза к анализу. Одиннадцатиклассники сначала находили предложения, содержащие тему (проблему) произведения, выражающие авторскую позицию, затем выяв- ляли ключевые слова, аргументы из текста, доказывающие тезис. Учащие- ся же 6 класса, напротив, продвигались от анализа к синтезу. Чтобы опре- делить тему текста, ученики средних классов сначала находили ключевые слова, а потом на их основе определяли тему (проблему) рассказа. 3. Закономерно и то, что, анализируя текст, ученики 6-го класса отве- чали на поставленные вопросы, 11-го – оформляли своё письменное выска- зывание в виде связного текста, а ключевые слова, анализ лексических средств использовали в рассуждении для подтверждения своих мыслей. Подведём итоги нашего исследования. 1. Формирование читательской компетенции происходит на протяже- нии всего периода обучения. 2. Для формирования читательской компетенции необходимо исполь- зовать метод медленного чтения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=