ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

42 выполняли данное задание с неохотой; подавляющее большинство ребят подошли к анализу текста творчески, проявили свою индивидуальность, показали знания, умения, навыки, полученные на уроках русского языка и литературы. Выдвинутая перед началом эксперимента гипотеза нашла своё подт- верждение. Действительно, ученики 6 класса, прежде всего, обратили внимание на то, что автор рассуждает о вреде курения. Все учащиеся отметили, что рассказчик объясняет прохожему, что юное поколение берёт пример со старших, поэтому и надо бросить мужику курить, а иначе его сын последу- ет примеру отца. Шестиклассники заметили, и что привычка к курению у мужика давняя, и что трудно ему от неё избавиться, и что курит он от скуки. Работа с ключевыми словами помогла 7 учащимся (5 девочкам и 2 мальчикам) выйти на более глубокий, внутренний пласт текста. Эти ученики смогли выстроить логическую цепочку: вредная привычка – скука – душа. Таким образом, мы видим, что даже ученики 6 класса, прочитавшие текст более внимательно, смогли понять основную задачу автора, увидеть, что разговор рассказчика с прохожим шёл о душе, о том, что самое важ- ное – это душа человека, и если мы чаще будем о ней думать, то ни скука нас не одолеет, ни пагубная привычка не возьмёт над нами верх. Но при этом только один учащийся увидел, что основная мысль рассказа заключе- на в финале, где автор задаёт риторический вопрос: «Да как же не радо- ваться, живя среди такого народа, как же не ждать всего прекрасного от такого народа?» Трое учащихся обратили внимание на экспозицию рассказа. Проана- лизировав его начало, они смогли объяснить чувства рассказчика, состоя- ние его души через состояние природы; увидели взаимосвязь между красо- той природы и радостным состоянием человека, его желанием жить. Шестиклассники показали осознанное понимание изобразительно- выразительных средств. Многие обратили внимание, что эпитеты не толь- ко описывают мужика, но и показывают, как его лицо меняется во время диалога. Возможно, из-за того что на уроках русского языка совсем недав- но была пройдена тема «Лексика», ребята без труда нашли в тексте диа- лектизмы и разговорные слова, определили их роль. Никто из учеников 6 класса не ошибся в определении рода и жанра произведения. Но одна из работ всё же указала на то, что определение литературного рода у учащих- ся средних классов вызывает сложности: есть проблема с понимание и ис- пользованием терминологии (вместо термина «рассказчик» ученик упот- ребил термин «лирический герой»). Все шестиклассники предприняли по- пытку объяснить смысл названия, проследить его связь с темой рассказа. Учащиеся 11 класса показали владение читательской компетенцией и умение анализировать текст с точки зрения темы, проблемы. Также

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=