ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

41 Н. Л. Кольчикова отмечает, что в такой трактовке читательская ком- петентность «сближается с информационной компетентностью», которая обозначает «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий» (Кольчи- кова Н. Л., 2013, 177). Следует отметить, что ФГОС и информационную, и читательскую компетентность относят к метапредметным образователь- ным результатам. Читательская компетентность формируется в ходе образовательного процесса и характеризуется способностью к творческому чтению, освое- нию литературного произведения на личностном уровне; умением всту- пать в диалоги «читатель – автор» и «читатель – герой»; пониманием спе- цифики языка художественного произведения. По нашему мнению, уро- вень читательской компетенции, подход к анализу текста у учащихся средних и старших классов различается глубиной понимания текста: уча- щиеся средних классов «видят» темы и проблемы, «лежащие на поверх- ности», старших – прежде всего, обращают внимание не на поверхност- ные, а на скрытые, более важные проблемы, поставленные в тексте. Чтобы подтвердить свою точку зрения, мы решили провести экспери- мент и на основании полученных результатов скорректировать работу по формированию уровня читательской компетенции у средних и старших школьников. Для выявления уровня читательской компетенции учащимся 6 и 11 классов было предложен рассказ Л. Н. Толстого «Разговор с прохожим», который обучающиеся должны были проанализировать с точки зрения концептуального аспекта, а также определить принадлежность данного произведения к литературному роду и жанру. Ученикам даны были одина- ковые вопросы, на основании которых они должны были провести анализ рассказа Л. Н. Толстого. В задачу учащихся входило объяснение смысла заглавия, выявление проблемы текста, нахождение ключевых слов, средств выражения авторской позиции. Дополнительное задание включало в себя анализ лексических средств с точки зрения выразительности и сферы употребления. В эксперименте принимали участие 18 учеников 6 класса: 9 мальчи- ков и 9 девочек. Процент обученности в данном классе по русскому языку и литературе составляет – 100 %, качества знаний по русскому языку – 88 %, по литературе – 100 %. А также 13 учащихся 11 класса: 5 юношей, 8 девушек. По русскому языку 3 учащихся 11 класса успевают на «отлич- но», 9 – на «хорошо», 1 – на «удовлетворительно»; по литературе оценку «пять» имеют 5 обучающихся, «четыре» – 8 обучающихся. Анализ работ учащихся показал, что все ученики, участвующие в экс- перименте, владеют читательской компетенцией. Следует также отметить, что только двое учащихся (один ученик 6-го и один ученик 11-го класса)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=