ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

23 и легкая атлетика, политическое, экономическое и культурное сотруд- ничество; 2) если существительное во множественном числе имеет иное значе- ние, чем в единственном: хозяйственный и культурный подъем страны (сравним: крутые подъемы), железнодорожный и водный транспорт (сравним: транспорты с оружием), государственная и кооперативная торговая сеть (сравним: рыболовные сети); 3) если между определениями существует внутренняя связь: левая и правая рука, правый и левый глаз, программы для восьмилетней и сред- ней школы, учащиеся среднего и старшего звена, существительные муж- ского, женского и среднего рода, вирусный и простой грипп (Розен- таль Д. Э., 1989, 261). В программах для студентов ЧГАКИ читаем: Программа разработана для студентов очного и заочного отделений . Очевидно, что существительное отделение в форме мн. ч. имеет иное значение – «то же, что выделение (во 2 знач.). Отделения из глаз». (Лопа- тин В. В, 2007, 450). Кроме того, между понятиями очное и заочное отде- ление существует определенная внутренняя связь, объединяющая студен- тов одной специальности, одного факультета и дифференцирующая их по форме обучения. Печально, когда ошибочное употребление форм множественного чис- ла тех или иных слов «делает законным» самая высокая инстанция, игно- рируя грамматические нормы и правила. Так, Н. К. Петраков с грустной иронией справедливо замечает: «Минобрнауки тиражирует компетенции с настойчивостью, достойной лучшего применения. Подобных приказов уже около трехсот. Министерство ведет к тому, что скоро мы станем пи- сать, например: Кандидат на замещение этой должности должен обладать высокими профессиональными компетенциями, ответственностями и грамотностями, владеть большими объемами информаций, хорошими здоровьями, смело- стями в принятии решений…» (Лопатин В. В., 2012, 124–125). К сожалению, прогноз оправдался. Сегодня работники средней и выс- шей школы активно формируют у своих воспитанников различные компе- тенции, не подозревая о том, что в русском языке у этого абстрактного существительного нет формы множественного числа. В отчетах, заявлениях, служебных записках частотны фразы типа сра- зу по приезду, по окончанию, по завершению . Предлог «по» в значении «после» употребляется с именами существительными в предложном паде- же: по приезде, по окончании, по завершении. В приказе МВД России от 8 сентября 2010 г. № 652 читаем: Заведующий кафедры (вместо кафедрой) государственной службы. В приказе Росстата от 19 февраля 2010 г. № 94 написано следующее: Дивиденты (вместо дивиденды), полученные от вложений.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=