ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

21 ском, медицинском, художественном» [Перевалова Д. А.]. Универсаль- ность функций, выполняемых фольклором в традиционном обществе, обу- словила возможность бытования жанров фольклора в других дискурсах при сохранении их собственной специфики. Современный фольклор вклю- чает в себя как традиционные жанры, способные адаптироваться к новым социокультурным условиям (сказка, частушка, загадка, пословица), так и новые, возникшие под влиянием данных условий (анекдот, страшилка, «уличная» песня, городская легенда). Основными характеристиками как классического, так и современного фольклора являются установка на тра- дицию, анонимность, вариативность, устность. Современный фольклор существует также и в письменной форме, в частности, в Интернет-сети («сетевой фольклор»), однако «вся система со- хранения, развития и передачи культурных навыков, традиционных знаний, мастерства в самых разных сферах жизни, в представлениях о мире, в нормах поведения, в социальных связях строится на принципах устности. Тот факт, что на определенных этапах могут включаться элементы письмен- ной культуры, не меняет существа дела: культура остается устной по своей природе» [Путилов Б. Н., 1994]. Как отмечают исследователи Интернет- фольклора А. С. Каргин и А. В. Костина, «…тяготение сетевого фольклора к устности выражается также в своеобразии языкового кода, этих текстов: на- личие символических обозначений эмоций адресанта (т. н. «смайлы»), ис- пользование намеренно искаженной орфографии (феномен «падонского язы- ка»)» [Карасик В. И., 2004]. Вариативность фольклора связана с его устойчи- востью, – способностью к повторению, воспроизводству, с одной стороны, и с изменяемостью, пластичностью – с другой (И. И. Земцовский, Б. Н. Пути- лов). Установка на традицию определяет постоянство воспроизведения фольклора, одной из целей которого является передача коллективного опыта следующим поколениям; устность и анонимность детерминируют его изме- няемость, поскольку каждое из воспроизведений фольклорного слова, текста, жанра и т. д. носит отпечаток адресанта. Исполнители фольклора привносят свое в тексты, не меняя принципиально их основную форму. Литература 1. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик.– М.: Гнозис, 2004.– 390 с. 2. Перевалова, Д. А. Жанр загадки в дикурсе дошкольного образования: особенности реализации миромоделирующей функции [Электронный ре- сурс] / Д. А. Перевалова.– URL: http:// http://ams.tsu.ru/TSU/QualificationDep/co-searchers.nsf/. 3. Путилов, Б. Н. Фольклор и народная культура / Б. Н. Путилов.– М., 1994.– 235 с. 4. Щеpбинина, Г. К. Сказка как сpедство воспитания / Г. К. Щеpби- нина // Hачальная школа.– 1995.– № 3.– С. 30–33.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=