ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

20 обращаются к принципам восприятия фольклора в контексте экстралин- гвистических факторов. Основы такого подхода были заложены в школах изучения фольклора XIX века: историко-психологической (В. Ф. Миллер, А. А. Потебня), мифологической (Ф. И. Буслаев), школы заимствования (А. Н. Пыпин, В. В. Стасов). Особое внимание исследователей уделяется изучению отдельных жанров фольклора, их специфике, этнокультурным особенностям (З. М. Волоцкая, К. А. Жуков, А. Т. Хроленко). Само поня- тие «фольклор» предполагает различные традиции понимания данного термина: фольклор как комплексное культурное явление (С. Б. Адоньева, Б. Н. Путилов, Ю. А. Эмер) и фольклор как устное народное творчество (В. П. Аникин, Н. И. Савушкина, М. Ф. Селиванов). В первом случае фольк- лор становится объектом изучения всех гуманитарных наук, тогда как вто- рой подход предполагает изучение текстов фольклора с позиции художе- ственных и эстетических категорий. Сегодня фольклор функционирует в менее обширных социальных группах, объединенных профессиональной или субкультурной общностью. Это обусловлено историко-культурными факторами, определяющими характер социума в целом. Традиционное об- щество также не было однородным, выделялись различные социальные со- словия, классы, каждый из которых обладал своими характеристиками, своим мировоззрением и своим фольклором, соответственно. В ХХ веке происходит еще большее «раздробление» социума, начинают выделяться отдельные взаимосвязанные субкультуры, общественные течения, что приводит к изменению бытования фольклора: появляется фольклор от- дельных субкультур, городской, деревенский фольклор: «Современный фольклор как конгломерат традиционных, недавно появившихся жанров и маргинальных форм бытует в деревенской и городской среде, демонст- рируя одновременно непрерывность и изменчивость, отражая установки современного фольклорного сознания» [Щербинина Г. К., 1995]. Со- циальные функции фольклора постепенно перераспределяются между со- циальными институтами. По мнению Д. А. Переваловой, «… в традицион- ном обществе фольклор выполнял информативную (хранение коллектив- ного знания), педагогическую (передача опыта, знания, норм поведения, социализация новых членов общества), регулирующую (сохранение миро- воззренческих установок, лежащих в основе социальной группы) – функ- ции. Фольклор играл первостепенную роль в жизни социума. В современ- ном информационном обществе существует множество социальных инсти- тутов, выполняющих данные функции (средства масс-медиа, институт об- разования, институт медицины, религиозный институт). Расширяется ко- личество способов получения и хранения информации. Фольклор переста- ет быть главным источником информации, уступая более объективным и проверенным формам ее передачи: СМИ, науке. Однако фольклор при- спосабливается к сложившимся условиям, в частности ряд фольклорных жанров продолжает существовать внутри отдельных социальных групп, некоторые жанры бытуют в других дискурсах: спортивном, педагогиче-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=