ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 8

учащимся решаются поставленные задачи. Образовательная ситуация предполагает практикоориентированность, активизацию творческой активности. Следует отметить, что деятельность ученика в образовательной ситуации сопровождается учителем. По меткому выражению Л.Н. Толстого, учитель должен предложить методику «развёртывания материала», идентичную пути получения открытий в науке. Учащиеся должны самостоятельно пройти путь открытия под руководством преподавателя, который «расставляет приманки для воображения» и «избавляет от объездов» [Толстой, 1989: 28]. Высокий дидактический потенциал эвристической образовательной ситуации в аспекте развития языковой личности заключается в том, что она может быть спроецирована на развитие всех её уровней, апеллирует одновременно ко всем компетентностям учащегося, связанным с владением языком: языковой, коммуникативной и культурно-языковой. Седьмой принцип ‒ образовательной рефлексии ‒ заключается в оценке учеником полученных им знаний, осмыслении результатов их соотнесения с общепринятыми, осознании их в жизненном контексте. Этот принцип связан с тезаурусным уровнем языковой личности, а именно, с сформированными принципами, установками, стереотипами, системами ценностей. [Хуторской, Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования http://eidos.ru/journal/1998/0707.htm ] Эвристическое обучение будет эффективным, если в качестве объекта изучения учитель предлагает не готовые выводы, а реальные объекты. В случае лингвистического образования – тексты, словари и подобное. Анализируя, описывая их, ученик самостоятельно получает знания о единицах языка и речи. Тем самым знания занимают не внешнюю для ученика позицию, а генерируются им самим. Самостоятельное формулирование целей учебной деятельности, получение знаний, отсутствие алгоритмов и образцов повышает продуктивность учебного процесса, мотивацию ученика, развивает его способности. Целью эвристического обучения является развитие эвристических способностей личности. А.В. Хуторской выделил три группы эвристических способностей (Хуторской А.В. Структура эвристических способностей учащихся http://eidos.ru/journal/2005/0421.htm) . Первый вид – когнитивные способности ‒ заключается в умении мыслить: расчленять объекты на признаки, находить общее, сопоставлять, усматривать причинно-следственные связи и т.д. Второй вид способностей – креативные – состоит в умении заниматься творчеством, находить оригинальные способы решения проблемы, генерировать новые формы и т.п. Третий вид – оргдеятельностные заключаются в умениях учиться: ставить цель, достигать её, давать оценку своим действиям и др. Тем самым, развитие эвристических способностей многоаспектно, решает одновременно комплекс задач.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=