ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 8

определённой профессиональной деятельностью. Так, ученику, ориентированному на техническую сферу, не следует навязывать задания по написанию од, басен и т.п. В то же время при реализации данного принципа важно избегать перегиба, полагаясь на то, что ученику данный материал не нужен и ему не следует предлагать задания по предполагаемой теме. Второй принцип выбора индивидуальной образовательной траектории выражается в реализации права ученика на определение содержания образования, способов, форм, темпа обучения, видов контроля. Безусловно, данный принцип ориентирован, с одной стороны, на сознательность учащегося, с другой – формирует это качество. Реализация данного принципа во многом зависит от умения учителя заинтересовать учащегося, вызвать у него желание решить предложенную эвристическую задачу. Рассматриваемый принцип ориентирован на тезаурусный уровень языковой личности, поскольку связан с её мировоззрением, а также такими индивидуальными качествами, как ответственность, сознательность. Третий принцип метапредметных основ содержания образования связан с формированием универсальных учебных действий. В этом аспекте особую важность имеет учебный предмет «Русский язык», доля которого в 5-6 классах значительно больше по сравнению с другими предметами. Это связано, во- первых, с тем, что их изучение осуществляется на русском языке, во-вторых, с тем, что при изучении родного языка формируются важные интеллектуальные операции анализа, синтеза, сравнения и др. Реализация данного принципа опирается на все уровни языковой личности. На вербально-семантическом уровне формируются когнитивные образцы основных интеллектуальных операций, на коммуникативном ‒ навыки речевого общения: например, излагать свою точку зрения, опровергать мнение оппонента, вести дискуссию и др., на тезаурусном – система ценностей, одной из которых является образование. Четвёртый принцип продуктивности обучения заключается в том, что ученик в процессе обучения постоянно обогащается новыми знаниями. Пополнение лексикона, грамматикона, прагматикона, тезауруса языковой личности может осуществляться не только посредством освоения минимума образования, но и путём приращений к основному материалу, расширяющих кругозор школьника. Пятый принцип первичности образовательной продукции учащегося заключается в том, траектория учебного процесса должна предполагать первичность знания, полученного ребёнком в процессе самостоятельного решения проблемы, а затем уже сопоставление полученного результата с сформированными в обществе представлениями. Такая модель обучения стимулирует когнитивные и творческие способности учеников. Например, предполагается, что учащийся самостоятельно работает со словарём, решает проблему выбора слов при построении высказывания, избирает жанр, адекватный типу информации, даёт оценку явлениям действительности. Шестой принцип ‒ ситуативности ‒ дополняет пятый. Эвристическое обучение предполагает создание образовательных ситуаций, в которых

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=