ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 8

будет требоваться, отсылать»; главой ХХ Регламента или Устава главного магистрата от 1721 г. администрации предписывалось здоровых нищих, привыкших к лени и праздной жизни, «сажать в смирительные дома» и «посылать их на работу», «а гошпиталям быть ради призрения сирых, убогих, больных и увечных» [ПСЗ – 1 собр. T.VI . № 3708: 301-303]. Таким образом, Петр I различает трудовую помощь работоспособным и чистую благотворительность действительно нуждающимся; в регламенте или уставе духовной коллегии, снабженном текстами из Священного Писания, с полным знанием дела изложен вред об оказании помощи трудоспособным, «нахальством и лукавым смирением чужие труды поядающим»; проводится мысль, что нищий обкрадывает бедного и что подающие милостыню без разбора «одинаково противны Богу, как помощники и участники того же греха». Законодательная деятельность Петра I отличается новизной для России по применению трудовой помощи, используемой до этого крайне редко. Лишь спустя почти два столетия появились русские дома трудолюбия, а впоследствии – работные дома с принудительным трудом, с трудом в виде наказания за нищенство. Борьба с нищетой являлась начальным этапом решения сложной задачи благотворительности. Репрессивные меры направлялись лишь в сторону профессионального нищенства, в стороне оставалась часть нищего населения, действительно нуждающаяся в помощи. Только из гармоничного сочетания борьбы с нищетой и помощи нуждающимся могло быть обеспечено экономическое благосостояние общества. И если благотворительность, понимаемая лишь в смысле христианской, вообще нравственной, добродетели, занималась вопросом о благотворительной помощи, то благотворительность, понимаемая в смысле социальной обязанности, расширяла свой объем и выдвигала вопрос о борьбе с нищенством мнимым. Обе отрасли благотворительности развивались совместно, и Петр I, признавший необходимость борьбы с мнимым нищенством, заботился об оказании благотворительной помощи больным и нуждающимся. Законодательно были назначены для помощи неимущим церковные сборы. Указом 29 июля 1723 г. Синод постановил «во всех Российского государства монастырях и в соборных и приходских церквах, при святой литургии во обычное время сбирать церковным служителям и… старостам доброхотное… подаяние… в два кошелька, из какой приличной материи на рукоятиях устроенные, из которых в один имеет быть сбор на покупку церковных потреб, а другой на гошпиталь к содержанию и довольству неимущих… которые… сами о себе промышлять не могут». Деньги из кошельков затем надлежало высыпать в два ящика «за замком и печатьми», прикованные к стене тут же в храме, – из них собранные пожертвования ежемесячно вынимались и присылались с рапортом в Синод. Эти суммы с прибавлением выручки от продажи свечей предназначались на постройку богаделен. Предусматривалось наказание вора за хищение денег [ПСЗ – 1 собр. Т. VII… № 4272: 88].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=