ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 8

взгляда на милостыню как на доброе дело само по себе. Отсутствие правильно организованной социально-ориентированной политики благотворительности в России на пороге Нового времени было не самой главной ее проблемой. Избранный Петром I путь «догоняющего развития», где в качестве эталона модернизации выступили передовые страны Западной Европы [Медушевский А. Н.: 47.], нашел свое выражение в серии радикальных реформ. Модернизация управленческих структур, армии и экономики ускорили рост социальной дифференциации в русском обществе. Это повлекло за собой расширение количества социально незащищенных и нищенствующих элементов. Государственные реформы, проводимые в России, требовали рынка свободной и дешевой рабочей силы. Все это и определило политику Петра I в социальной сфере. В первой половине XVIII в. происходит становление государственного призрения в России. Характер допетровской благотворительности способствовал развитию нищеты: благотворительная помощь оказывалась, главным образом, в виде «ручной» милостыни, носящей в себе элементы случайности, влекущей за собой появление профессионального и притворного нищенства. Трудовая помощь почти не применялась, предупредительная благотворительность была развита слабо, репрессивные меры отсутствовали, не было объединительного органа в благотворительной деятельности. С беспощадной жестокостью, неизвестной до того времени русскому законодательству, Петр I проводил репрессивные меры: указом от 30 ноября 1692 г. Петр I предписал за «притворное лукавство» в «нищенском образе» строго наказывать виновных – «бить кнутами и ссылать в Сибирь». Этот указ, видимо, не был точно приведен в исполнение, чем объясняется его подтверждение новым указом от 14 марта 1694 г. [Полное Собрание Законов Российской империи]. Прошение милостыни и ее подача были запрещены. Согласно указу 1718 г. милостыню было приказано пересылать в богадельни, а за подачу милостыни налагался денежный штраф: в первый раз – в пять рублей, а во второй – в десять рублей. Указ был подтвержден 16 ноября 1720 г. [Соколовский М. Н.: С.16]. Запрещение прошения милостыни коснулось и заключенных в тюрьмах; за выпуск их для сбора подаяния указом от 1711 г. предписывалось виновных ссылать на каторгу, но через одиннадцать лет, осознав строгость изложенного распоряжения, Петр I издает 17 октября 1722 г. указ, которым разрешалось отпускать за милостыней из одной и той же тюрьмы по одной связке «колодников», а из тюрем с большим числом заключенных – по две и даже по три «связки», употребляя для «связок» длинные цепи наподобие каторжных [ПСЗ – 1 собр. T.VI № 4111: 783-784] . В целях осуществления трудовой помощи Петр I предписывал принуждать работоспособных нищих к труду. В пунктах, данных Санкт- Петербургскому генерал-полицмейстеру от 25 мая 1718 г., предписывалось трудоспособных нищих определять на работу; в 19-м пункте инструкции или наказе воеводам от 1719 г. предписывалось нищих «в службу или работу, куда

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=