ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 8

семиозис, протекающий во времени. Реальный или виртуальный, воображаемый другой сопутствует текстопорождению. Как замечает Б.Л. Губман, зачастую создатель текста, повествования связан диалогическим отношением одновременно и с субъектом, жившим в прошлом, и со своим современником. С первым он коммуницирует через оставленный им текст в мысленном диалоге, со вторым— в реальном или воображаемом контакте. В результате возникающий в его творческом усилии текст, отнесенный к некоторому конструктивно созданному жизненному миру, наполнен смысловым содержанием, несущим на себе печать диалога с другими людьми. Примером тому может служить жанр исторического романа, когда смысловая канва повествования результирует от мысленного диалога с субъектами, жившими в прошлом, и своими современниками, видящими минувшее в свете собственных проблем (Губман Б.Л., 2005). Итак, художественный текст представляет собой уникальную картину мира – индивидуально-авторскую, виртуально-идеальную, в пространстве которой реальное и идеальное переплетаются в зависимости от когнитивной базы и интенций автора текста. Как модель авторской когниции, которую невозможно декодировать однозначно и адекватно замыслу автора и его семантико-ментальной системе, художественный текст репрезентирует потенциал языкового сознания автора, его специфический семиотический код , личностную концептосферу, – словом, всё то, что определяет уникальность, неповторимость и этико-эстетическую ценность художественного текста как историко-документального – в функциональном плане – явления Культуры. В то же время каждый текст как продукт и средство реализации информационно- коммуникативной задачи связан с познанием, т.е. в нём осуществляется фиксация в языковой форме как процесса приобретения знаний и опыта, так и его результатов. Когнитивное направление, опирающееся на понятие когниции , синтезирует, на наш взгляд, все имеющиеся подходы к феномену текста. При создании любого текста задействуются и активизируются все когнитивные способности автора: память, наблюдение, анализ, внимание, воображение, восприятие, понимание, способность к интерпретации; метафоризация как глобальный когнитивный навык (процесс) лежит в основе создания словесной художественной ткани, «наполненной» метафорами, сравнениями, олицетворениями, коннотациями и т.п. Фундаментальным свойством каждого художественного текста является антропоцентричность : текст создается человеком – творцом, автором текста; основным объектом (субъектом) его изображения почти всегда является человек; создается текст также для восприятия человеком, что и обусловливает его абсолютную антропоцентричность. Диалогичность художественного текста как свойство литературного произведения, по мысли М.М. Бахтина, связана ещё с одним качеством текста – с бесконечностью, открытостью, многослойностью его содержания, что не допускает его однозначной интерпретации (Бахтин М.М., 1979). Диалогичная природа текста проявляется и в том, что любой текст является ответной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=