ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 8

номинативные доминанты, обусловленные самой природой обозначаемого объекта. Широта охватываемых экономической терминологией понятий находит отражение в семантической структуре, многозначности самого слова «экономика» (Русский язык.., 2000, 177). Как известно, экономика принципиально отличается от точных и естественных наук тем, что она имеет дело не просто с отдельным человеком, а с членом социума, подверженным воздействию культуры, традиции, национального менталитета, правовых и социально-политических институтов. Экономические процессы, происходящие в обществе, преломляясь в культуре, находят свое отражение в языке. Порожденные товарно-денежными отношениями, свободно устанавливаемые горизонтальные связи товаровладельцев определяют суть экономической структуры рыночного типа, когда каждый человек является субъектом собственности и, следовательно, субъектом права, в связи с чем можно констатировать, что рыночная экономика является предельно субъектно-ориентированной. Новые ценности, новые критерии успеха, расчетная психология, как неизбежный элемент «рыночного поведения», формируют новые стереотипы экономического поведения и их оценку в массовом сознании ( ваучер, «пирамида», менеджер, бизнесвумен, валютная политика, конкурентноспособный ). Укоренение новых смыслов в языке и культуре способно изменить контекст социального развития, в том числе проведения экономических реформ (см.: Русский язык.., 2000, Гл.V.). Ю.И. Прохоренко считает, что социальная реальность выступает как гипертекст: «Человек получил в свое распоряжение всю полноту означающего, которым он отгорожен от означаемого, но между означающим и означаемым всегда остается несоответствие. Возможно ли в этой многомерности и при этом несоответствии провести параллели между социальной реальностью как таковой — как результатом смыслового взаимодействия субъектов — и природой текста, если последний все же несет в себе структурные элементы этой реальности? Или отыскать в тексте некие структуры, которые отсылали бы того, кто ведет языковую игру, к онтологическим структурам социальной реальности? А может быть, сама социальная реальность является гипертекстом, универсумом смыслов? … Дальнейшая трансформация текста как социальной реальности в гипертекст, то есть социальную реальность как текст, обусловлена тем, что сотканный из множества равноправных кодов, словно из нитей, текст в свою очередь сам оказывается вплетен в бесконечную ткань культуры; он является ее «памятью», причем «помнит» не только культуру прошлого и настоящего, но и культуру будущего» (см.: Прохоренко Ю.И., 2002, 23-25). Феномены «бизнес» и «экономика» неразрывно связаны как в социальной среде, так и в языковой сфере: бизнес основывается и может существовать исключительно на экономической платформе; экономика существует и развивается исключительно благодаря бизнесу. Вся мировая практика экономического развития подтверждает этот факт, закреплённый в том числе в языковых и семиотических сферах. За время более чем двадцатилетнего функционирования в русской экономической сфере ключевое слово-понятие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=