ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 8

концептуализации экономического мира. В ПО «Экономика» через языковую демонстрацию представлены все ключевые экстралингвистические факторы, которые оказали определяющее влияние на систему лексико- терминологической номинации. В современной экономической лексикосфере терминология структурирована так, чтобы максимально чётко репрезентировать те экономических понятия, которые характерны именно для рыночной экономики. Как установлено, её концептуальным основанием выступает феномен свободного предпринимательства . Является уже общепризнанным положение о том, что любая предметная область выступает отражённым фрагментом действительности, поэтому социальная сущность ПО, возможно, является одним из её главных признаков. Именно социальная среда во всей совокупности пространственно-временных и личностно-коммуникативных свойств, качеств, аспектов обусловливает специфику языкового бытия как предметной области, так и её дискурсивных практик. В то же время проблема понятийной структурации и специфики конкретной предметной области ещё до конца не исследована в теории языка, хотя лингвисты обращали внимание на неё уже довольно давно: «...вследствие системности окружающего мира нет и не может быть понятия (а следовательно, и выражающего его термина), которое не было бы системно связано с другими понятиями некоторой предметной области, – отсюда и признак системности представляется необходимым для термина» (Авербух К.Я., 1985, 4). Бизнес-коммуникация предметной области «Экономика» в терминологическом плане детерминирована следующими фундаментальными понятиями-квалификаторами: «Экономика», «Предпринимательство», «Субъекты предпринимательской деятельности», «Персонал», «Реклама», «Маркетинг», «Менеджмент», «Конкуренция», «Фирма», «Банк», «Деньги», «Финансы», «Кредит», «Бизнес», «Налоги и налогообложение», «Прибыль», «Право». Эти суперпонятия вербализуются в экономическом дискурсе множеством языковых единиц различного уровня и различного происхождения. Одним из важнейших суперпонятий, отражающих современные реалии экономической жизни мира в условиях усиливающейся глобализации, выступает сложное понятие « Экономический кризис ». Кризис в экономике репрезентируется следующими терминами-словосочетаниями: кризис аграрный; кризис биржевой; кризис валютный; кризис внешней задолженности; кризис перепроизводства; кризис продовольственный; кризис финансовый; кризис экономический . Дефиниция термина « экономический кризис » во всём объёме отражает экстралингвистическую ситуацию, соответствующий денотативный ряд: « Экономический кризис – фаза экономического цикла, характеризующаяся резким спадом объёма производства, расстройством финансовой и банковской систем, массовой безработицей, девальвацией национальной валюты и бегством капитала» (Бизнес-словарь, 2014, 652). Понятийная область, стоящая за той или иной терминосферой и предметной областью, имеет свои специфические особенности, свои

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=