ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 8

предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения’ (ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», 1994). Управленческий подход предполагает рассмотрение документа с позиции документоведческих концепций, где следуя определению, зафиксированному в ГОСТ Р 7.0.8-2013 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения, документ представляет собой зафиксированную на носителе информацию с реквизитами, позволяющими её идентифицировать (ГОСТ Р 7.0.8-2013 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения, 2013). Отсутствие гармонизации категориального аппарата вышеназванных дисциплин затрудняет процесс коммуникации, вызывает сложности систематизации и классификации одноименных объектов, обозначенных термином ‘документ’. Путаница в понятиях привела к тому, что многие учёные, например Н.А. Сляднева (Сляднева Н.А., 1991), В.В. Скворцов (Скворцов В.В., 1997), В.А. Копылов (Копылов В.А., 1998), Ю. Нестерович (Нестерович Ю., 2009) стали искать альтернативу понятию ‘документ’. В результате среди имеющихся синонимов можно выделить такие как, фиксант, издание, продукт деятельности с закреплённой информацией, документированная информация, информационная вещь, объект библиографического описания и др. С другой стороны, ряд учёных, например Ю.Н. Столяров, Г.А. Двоеносова отрицают возможность замены понятия ‘документ’ в силу отведённой ему роли «символического регулятора человеческих отношений, а, следовательно, инструмента власти» (Двоеносова Г.А., 2012, 10). Е.А. Плешкевич предлагает конкретизировать термин ‘документ’ по типу информационно-документационной системы, в которой он функционирует. В результате чего имеет место бытование документов оперативных (управленческих), ретроспективных (архивных) и диахронных (объектов библиотечного фонда) (Плешкевич Е.А., 2010). Всё-таки следует считать, что термин ‘документ’ сохраняет за собой прерогативу обозначения различных по своему содержанию и назначению источников информации, однако энтропия, возникающая в результате оперирования документами различных семантических систем, функционирующих в библиотеке, требует внесения сущностных отграничений как в само понятие, так и в его определение. Например, в управленческой деятельности у термина ‘документ’ имеются двусоставные синонимы, подчеркивающие специфику его функционирования в данной среде. В научной литературе и учебных изданиях по документоведению к таким синонимам относят термины ‘служебный документ’, ‘управленческий документ’, ‘официальный документ’, ‘делопроизводственный документ’, ‘организационно-распорядительный документ’. Термин ‘служебный документ’ появился в начале 30-х гг. XX века в постановлении ЦИК и СНК, сменив достаточно распространенное в делопроизводственной литературе XIX-XX вв. понятие ‘деловая бумага’

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=