ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 8

гибели на войне. В тексте Е. Долматовского «Песня о Днепре» лирический герой обращается к образу реки «Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч…». Квазисимвол река репрезентирует символические семы помощника, советчика в нелегкой борьбе против немецких захватчиков. Фетишный код представлен многочисленными лексемами, обозначающими предметы. К ним относятся предметы военного назначения (пулемет Максим, Миномет Катюша, самолеты У-2, Эмка, фонарик, фляга, землянка, стальная эскадрилья), предметы одежды (платок), предметы быта (водка, заветный камень), музыкальные атрибуты (баян, тальянка, гармонь) и т.д. К антропоморфному коду культуры относятся не только образы людей как представителей разных возрастных групп, профессий, разных государств, социальных групп, но и образы людей как обладателей определенных черт характера (трус, труженик, лентяй и т.д.). Кроме того, в состав антропоморфного кода культуры включены образы частей тела человека (волосы, глаза, живот, зубы, лицо, пальцы, руки, ноги и т.д.). В текстах песен представлены разные квазисимволы: солдат, репортер, пилот, моряк, веселый гармонист, казаки, партизанская борода. Акциональный код репрезентирован глагольными лексемами или существительными, несущими в себе образ действия: закурим, поезд, война. Мифологический код представлен только одним понятийным классом, входящим в состав понятийной области: «Человек как чувствующее, желающее, мыслящее и говорящее существо». Мифологический код культуры представлен только лексемами, тематически связанными с религией (Бог, ангел, дьявол, черт, ведьма). В тексте песни военного времени «Священная война» представлены квазисимволы крылья черные, проклятая орда, царство тьмы, которые семантизируют дьявольское начало в основе своей, а также квазисимвол гроб, традиционный для русской лингвокультуры. Квазисимволы классифицируются не только по кодам культуры, но и по времени возникновения: традиционные для русской лингвукультуры: лес, река, соловьи, туманы-растуманы, гроб, сад, ночь (их значения зафиксированы в словарях, они встречаются в исторических песнях, паремиях, сказках с древних времен); и новаторские, возникшие в период Великой Отечественной войны и продиктованные военными условиями жизни. Военными (новаторскими для данного периода) квазисимволами являются война, поезд, пулемет-Максим, миномет-Катюша, царство тьмы, крылья черные, У-2, стальная эскадрилья. Как правило, они выражают мощь и силу русского солдата, оружия, внушают врагу страх, а также предъявляют эмотивное отношение к фашистским захватчикам, именуя их «царством тьмы» и «крыльями черными». В период ВОВ возникают символы, помогающие солдату пережить все тяготы службы и фронтовой жизни. Это землянка, огонек, баян, песня, папироса, заветный камень, фляга. Например, символический смысл квазисимвола землянка в контексте песни А. Суркова «В землянке» – минуты отдохновения, теплые воспоминания о доме и любви, размышления о

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=