ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 8

Д., Васильева, В. В.] Так как основная цель песенного текста ‒ вызвать эмоции слушателей, его сюжетной основой становятся знакомые и реальные ситуации. Поэтому человек, воспринимая песенный текст, переносит его на свой личный жизненный опыт, наполняя его особым переживанием и содержанием. Военная песня ‒ это особый текст культуры, который создается в период опасности, экстремальных ситуаций, народного бедствия и горя. Именно поэтому она наполнена самыми сильными эмоциональными переживаниями и содержательными смыслами, такими как горечь расставаний, любовь к Отчизне, самопожертвование во имя Родины. Именно в военных песнях происходит наиболее глубокое осмысление проблем жизни и смерти, дружбы и предательства, любви и ненависти, побед и поражений. Основная задача военной песни – это консолидация патриотических чувств, призыв на борьбу с врагом, воля к победе. С этим связано многообразие видов военной песни. Создавались песни-гимны, провожальные, походные, песни клятвы и мести, партизанские, песни славы павшим, песни о городах-героях и отдельных воинских частях, лирические, шуточные, песни наступления и победы. Ключевым звеном многих военных песен периода 1941-1945 годов, вокруг которого строится весь сюжет и все переживания лирического героя, становятся квазисимволы, единицы культуры, обладающие подтекстовым значением, выражающие культурную информацию. Все квазисимволы, возникшие в песнях периода Великой Отечественной войны можно классифицировать по кодам культуры. Коды культуры соотносятся с древнейшими архетипическими представлениями человека. Нельзя не согласиться с учеными (В.В. Красных, Г.В. Токарев и др.), что набор кодов культуры универсален для всего человечества. Культурный код определяется по базовому образу в результате обобщения внутренних форм однотипных косвенных номинаций. Например, базовым образом биоморфного кода является «растение»/ «животное», антропоморфного кода – «человек», анимического – «природная стихия», фетишного – «предмет», акционального – «действие», цветового – «цвет». Фольклорные мотивы в песнях периода Великой Отечественной войны репрезентированы в основном в квазисимволах анимического и биоморфного кодов культуры. Это «река», «лес», «туманы-растуманы», «сад», «темная ночь», «соловьи». При этом специфику поэтического стиля лирических песен с квазисимволами анимического кода культуры составляет широкое употребление в них обращений. «Чаще всего в лирических песнях используются не прямые, а так называемые риторические обращения. Они значительно повышают общую эмоциональную выразительность песни» [Кравцов, Н.И., Лазутин, С.Г.: 221]. К примеру, в тексте А. Фатьянова «Где же ты, мой сад?» лирический герой обращается к саду «Где ж ты, мой сад, вешняя краса? Где же ты, подружка, яблонька моя?», который становится квазисимволом в данном тексте культуры, репрезентирующим семы тоска по дому, по родным и любимым с детства местам, талисман, который хранит от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=