ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 8

СПЕЦИФИКА ПЕСЕННОГО ТЕКСТА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК ТЕКСТА КУЛЬТУРЫ Лингвокультурология как интегративная наука дает исследователю возможность рассмотрения пограничных явлений культуры. Наш интерес к песенному тексту как явлению поэтического и музыкального видов искусства вызван выдвижением на первый план в современных исследованиях вопросов взаимодействия человека и культуры. «Анализ языковой составляющей этого феномена, осуществленный с позиций лингвокультурологического подхода, позволил выявить специфические свойства организации и функционирования песенного текста как поэтического текста особого рода». [Андронаки, Г. Д., Васильева, В. В.] С точки зрения лингвокультурологии, текст – важнейшая форма существования культуры, её структурные единицы выполняют культурологическую функцию. Песня – это вербальный текст, который может иметь письменный эквивалент, но он не отождествляется с ним, то есть песня – вид поэтического, стихотворного искусства, который создан по литературной модели, но литературе как виду искусства и культуры не принадлежащий. Следует отметить, что стихотворение и одноименный песенный текст – два разных текста, так как они «интегрированы в разные области культуры». Стихотворение – текст литературы, песня – текст музыкальной и духовной культуры социума. К основным особенностям песенного текста как явления культуры относятся установка на популярность, нивелирование авторства песни, типичность героев и ситуаций песенного текста, эмоциональность восприятия, мастерство исполнителя песни. «В самой природе песни есть установка на популярность, на немедленное присвоение ее социумом». [Андронаки, Г. Д., Васильева, В. В.] В отличие от литературного текста, песня направлена на мгновенное восприятие слушателем, обострение чувств, эмоций и сопереживание исполнителю песни. Песенный текст стремится утратить автора, в отличие от литературного текста. Присутствие автора в песенном тексте нивелируется через многократное воспроизведение и интерпретацию исполнителем. Исполнитель песни является ее необходимым составляющим, так как именно он наделяет текст особым эмоционально-чувственным, глубоким жизненным содержанием. Слушатель воспринимает не столько текст, сколько душевное состояние исполнителя во время воспроизведения песни. Текст песни должен быть запоминающимся для слушателей. Песня должна обладать особыми качествами, вызывать «мгновенную эмоциональную реакцию слушателя, работать на узнаваемость героев и ситуаций» [Андронаки, Г. Д., Васильева, В. В.]. «Песенный текст апеллирует к уже известному, к традиционным смыслам и представлениям, к реалиям, типичным для исторически данной культуре, к стереотипным ситуациям и стереотипным их разрешениям». [Андронаки, Г.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=