ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 8

впрочем, и другие типы сказок, относятся сейчас преимущественно к детским жанрам фольклора. Обусловлено это в большей степени определяемыми функциями сказки - развлекательной и воспитательной. Роль фольклора была особенно сильна в период преобладания мифопоэтического сознания. Фольклор служил средством, объединяющим общество связями в области информационного наследия. Дополнять устные тексты было можно, но изменять то, что подтверждено опытом, практикой, а часто и ценою многих жертв, не допускалось. В этом процессе участвовали также бесчисленные поколения певцов, сказителей и проповедников, которые, многократно воспроизводя устные фольклорные тексты, постепенно отшлифовывали их, доводили до соответствия установленным традициям и нормам (Азадовский М.К., 1958, 177). Во всех информационных процессах при фольклорной традиции возможности коллективной памяти фактически были ограничены объемом индивидуальной, носитель которой был обязан к тому же максимально придерживаться установившегося образца. Отчуждение информации от ее создателя и объективирование ее в виде письменного текста открыли новые возможности для передачи информации. Анализ текстов кумулятивных сказок "Репка", "Колобок", предпринятый с точки зрения их архаической функции, позволил выявить структурно- семантические особенности этой разновидности фольклорных текстов. Кумулятивные сказки генетически восходят к видам вербального кодирования времени и пространства в специфической коммуникативной ситуации - обряде. Знаковая природа текстов кумулятивных сказок формирует их существенные признаки, свойственные текстам традиционной культуры, - прагматическую заданность, перформативностъ, специфическую адресацию и сакральность. Этот концепт текста, эксплицирующийся в текстах сказок, соотносим с лингвоментальным концептом круга, который включает в себя в качестве составного понятие "жизнь", а точнее "человеческая жизнь, мир". Вследствие этого одной из концептуальных идей, реализуемых в тексте, является собирание /соборность, иерархическая организация мира (Путилов Б.Н., 1995, 67). Тем не менее, все, кто исследовал фольклорную сказку, сходятся в одном: сказки генетически восходят к древнейшим магическим текстам. Литература Азадовский, М.К. История русской фольклористики, Т. 1 / М.К. Азадовский. – М.: Культура, 1958. – 177 с. Буслаев, Ф.И. Народный эпос и мифология / Ф.И. Буслаев. – М.: Взгляд, 2003. – 12 с. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура / Б.Н. Путилов. – М.: Наука, 1995. – 67 с. О.А. Киселева Тула, Россия

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=