ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 8

явлений, коммуникативная, доказательства и функция исторического источника [Двоеносова Г.А.]. Остановимся на функции исторического источника. Способность документа быть средством фиксации информации, сохранять, транслировать, и многократно ее использовать рассматривалась как информационно-социальная функция документа, присущая всем документам, которые создаются обществом вне зависимости от времени, происхождения, целевой направленности и содержания. Безусловно, литературный текст является документом, который несёт информацию. Каждый документ уникален с точки зрения отражения истории. Художественный текст (документ) представляет собой сложный культурно ‒языковой феномен, полнота восприятия которого зависит от уровня культуры личности, ее фоновых знаний. По выражению В.С. Библера, «текст, понимаемый как произведение, «живёт контекстами…». Его смысл понятен только тогда, когда он понятен другим» [Паксина, Е.Б.]. Литература – это неотъемлемая часть жизни человека, его своеобразная фотография, которая как нельзя лучше описывает все внутренние состояния, а также общественные законы и правила поведения. Как и история, а также общественные группы, литература развивается, изменяется, становится качественно новой. Эти изменения, несомненно, связаны с процессами, которые происходят в обществе. Современная литература – это зеркало нашей эпохи. Оно и неудивительно, ведь книги современных авторов – прямой ответ на события стремительного времени. Описываемые ситуации, судьбы персонажей и поднимаемые вопросы близки каждому из читателей. Детям интереснее читать произведения современных авторов, так как они живут в этом культурном пространстве. Ю.М. Лотман утверждал, что «культура живёт в своих текстах» [Лотман Ю.М.], и культура XXI века ‒ не исключение. Современный текст ‒ это документ нашей действительности, о которой будут читать следующие поколения. На сегодняшний день в современной литературе существует такая тенденция, как изображение взаимоотношений человека и общества, отражение попыток человека уйти от одиночества и возвращение к нему, раскрытия многообразия культур и субкультур. Одно из таких произведений «Дом, в котором…» М. Петросян, в котором раскрывается современная молодёжная субкультура глазами детей-инвалидов. Эта особая категория людей, которая требует внимания, заботы, помощи и понимания. Главная тема романа проста и сложна одновременно: понять человека в человеке, с одним лишь небольшим уточнением, что мы имеем дело с детьми с ограниченными возможностями. Как показывают результаты анкетирования, школьникам близка тема молодёжной субкультуры с её особенностями и противоречиями. За счет литературы подросток добирает недостающий опыт в жизни и тем самым обогащает его.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=