ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 7

Растения в свою очередь также создают для каждого народа уникальные национальные образы самой вечности, которым принадлежит исключительно важная роль, что обусловлено не только природными факторами страны, но и фольклорно-обрядовыми традициями и многовековыми земледельческим укладомжизни народа. Растения в языке и в литературе часто олицетворяются и одушевляются. В них воплощены национальные образы. Каждое дерево имеет свой уникальный облик в сознаниинарода. Рассмотрим образ дуба, который представляется могучим старцем русского леса среди других деревьев. Дуб олицетворяет собой высшую степень твердости, мужества, силы и величия. В русских сказках, песнях и литературе дуб награждают постоянными эпитетами: высокий, крепкий, могучий, цветущий; у многих русских поэтов и писателей дуб ‒ это символ жизненной мощи, преодолевшей холод, смерть, поэтому дуб часто выражается как квазиэталонбогатыря. Аналогию образу дуба можно найти во вьетнамской культурной традиции ‒ это образ дереваДа иДэ (cây đa, cây đề). Да иДэ считаются самыми долголетними деревьями во вьетнамской природе, наряду с другими типичными реалиями жизни вьетнамского народа (например, bến nước ‒ причал, con đò ‒ лодка), для всех жителей деревни они стали местом встречи. Во вьетнамской культуре дереваДа иДэ являются квазиэталоном выдающихся людей, к которым сбольшимуважениемипризнательностью. В русской культуре береза является самым типичным и популярным деревом, которое символизирует Родину, Россию, предметом особых воспоминаний и тоски россиянина на чужбине. Отношение к березе как русскому дереву формируется по мере развития национального самосознания. Умногих поэтов береза олицетворяет горечь и страдание русских девушек, жен и матерей, которые провожали своих любимых людей, мужей и сыновей на фронт и ждали их возвращения, но - напрасно. Их любимые героически погибли, защищая Родину. Русские березы вместе с печальными русскими женамииматерямиплачут надмогиламиих любимых. Хотя берёза отсутствует во вьетнамской культуре, этот образ воспринимается легко, так как в сознании вьетнамцев есть аналогичный образ ‒ образ бамбука (cây tre). Во вьетнамской культуре бамбук ‒ это символ Родины, ее стойкостиинесгибаемости. Бамбук ‒ стройное, крепкое дерево, стремящееся вверх, поэтому квазиэталон бамбука характеризует стройную мужественную вьетнамскуюженщину. Такие деревья, как береза и бамбук, в обеих культурах ‒ русской и вьетнамской ‒ даютнам большие возможностидля размышленийипостижения национальной культуры и, конечно же, они закладывают основы уважительного и компетентного “диалога культур”. Береза и бамбук в русской и вьетнамской культурах являются квазиэталонами, которые в основном выражают образ и свойствадевушекиженщин.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=