ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 7

выбирали имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. В наши дни молитва имянаречения совершается в тот день, когда ребенка крестят, ине выделяется вотдельное богослужебное действие. В таджикской семье наречение имени раньше происходило через несколько дней после рождения ребенка или при укладывании его в колыбель. Имя давал человек, провозгласивший утреннюю молитву в присутствии мужчин - родственников ребенка. В советский период строго установленного времени для наречения имени не было. Рождение ребенка, как и сейчас, рассматривалось в любой семье как счастливое событие. Обычно собирались все члены семьи, родственники и гости на небольшой семейный праздник, сопровождаемый обязательным национальным угощением. Выбор имени предоставляли почетному человеку или старшему члену семьи, при этом обязательно считались смнениемматери, бабушкиидругихродственников. Если у христиан после наречения именем ребенка желателен обряд крещения православной церкви, то у таджиков обряд наречения именем напрямую связан с вхождением в мусульманский мир. Интересно, что у христиан обряд крещения в церкви может проводиться в любом возрасте без ограничения, а у таджиков этот обряд желательно провести в течение 7-9 дней со дня рождения. При совершении обряда присутствуют обычно мужчины, родители ребенка и представитель духовенства, играющий главную роль. Именно он, взяв на руки ребенка, шепчет ему на ухо выбранное родителями имя, а затем читаетмолитву. Иногда представитель духовенства сампредлагает то или оное имя. Если этот обряд, называемый «азон», является первой ступенькой вхождения в мусульманскиймир умальчика, то второй ступенькой является обряд «суннат» (обрезание). Бывают случаи, когда мальчики уже рождаются с именем Сунатулло , тогда считается, что обряд «суннат» уже совершеннанебесах самимАллахом. Для любых родителей рождение ребенка ‒ это очень радостное событие. И если рождение ребенка еще совпало с другим каким-либо радостным событием или с благоприятной новостью, то в этом случае мальчика называли Башир , что значит «вестник радости», а девочкуназывали Башорат , что значит «радостная весть». Кроме того, в этих именах выражено пожелание, чтобы обладатели этихименбыли счастливы, а ихприходбылбы вездежеланени они были встречены, как добрые вести. Древние таджикские имена обязательно должны были иметь определенное значение. Так, если в русском языке личные имена обычно воспринимаются вне какой-либо этимологической связи со словами нарицательными, от которых они произошли, то в таджикском языке эта связь четко осознается и воспринимается как омонимия к знаменательному слову. В личных именах выражалось пожелание долгой и хорошей жизни, богатства, здоровья, счастья, честности, справедливостии т.д. Русское имятворчество в 20-е годы развивалось в нескольких направлениях. В создаваемых именах люди стремились отразить революционные события, а также идеологию, настроения и атрибутику революции: Революция, Ревмира (революция мира), Ревдит (Революционное

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=