ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 7

мальчика или Басбиби, Бастгуль ‒ ‘хватит девочек’. Если же перед вами Бозгуль, что в переводе буквально значит «ёщё цветов», имеет много сестёр и, родители надеются на рождение мальчика. Имена Гулом, Гуломали, Гулмахмад, Гуломшо, Убайдулло, Убайд и очень редко Банда – ‘раб’ давались тем детям, у которых при рождении надрезали кусочек уха, и мать слизывала с этого места кровь. Этим как бы подтверждался тот факт обмена или покупки, при котором ребенок с этого момента принадлежал этой семье. Для сохранения жизни новорожденного считалось желательным посвятить его священным местам – местам поклонения захоронения святых, мечетям. В таких случаях ребенку давали имя Назри – ‘жертвенный’, Назримухаммад, Назришо, Назрак, Назрибек (Назрибиби, Назригуль, Назримо, Назриханум), Зиёрат – ‘паломничество’, Мазори –буквально ‘мазорный’, т.е. ‘местопогребения’. Система личных имен часто нарушалась в связи с обычаем у таджиков в прошломменять имена детям, перенесшем какую либо болезнь. Считалось, что это отвлекает от ребенка видение злых духов. Настоящее имя помнят лишь ближайшие родственники. Примечательно, что если ребенку давали имя умершего ближайшего родственника, то его в семье называли по степени родства, например: Дадачон, Бобочон, Отачон , Бибичон, Очачон , Оначон . Для любой семьи это очень ответственно, поскольку считается, что в малыше живет душа умершего родственника, а потому ругать или повышать голос на ребенка нельзя, потому как перед вами не сын, а дед или папа, не дочь, а бабушка или мама. Эти слова могли употребляться самостоятельно, хотя такая традиция, скорее всего, была связана спредставлением о возращенииумершихиз иногомира. Процесс наречения имени в современных русских семьях происходит по- разному. Одни родители заранее подбирают имямаленькомучеловечку. Другие долго пребывают в растерянности и тянут до последнего, принимая решение только тогда, когда медлить с этим становится уже просто неприлично, да и документы на малыша пора оформлять. Христианская традиция обряда наречения имени, который происходит практически одновременно с крещением, также допускает некоторую свободу выбора для родителей.Можно выбрать христианское имя самим, руководствуясь определенными мотивами, а можно обратиться к православному именослову, или святцам, история которых насчитывает более полутора тысяч лет. В любом случае, каким бы путем ни пошли православные папа и мама, в процесс наречения имени их ребенка изначально вкладывается глубокий смысл: малышу дается так называемое крестильное имя, которое соответствует имени какого-либо святого. В православии детей традиционно крестили, если не было никаких экстренных случаев, на сороковой день после рождения, когда, по ветхозаветному поверью, женщина-мать очищалась от последствий беременности и сама могла присутствовать на крещении младенца. Но имя давали и причисляли к разряду так называемых оглашенных на восьмой день после рождения. Символически обряд имянаречения на восьмой день после дня рождения означает еще и «вписывание имени новорожденного в книгу жизни Царства Небесного». В древности, нарекая новорожденного по святцам,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=