ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 7

воплощаться в языке не только с помощью традиционных лексических, фразеологических и паремиологических единиц во всем многообразии их семантики, синтагматических и парадигматических связей, но также посредством целых фольклорных текстов, либо их формульных элементов (АлещенкоЕ.И., 2008, 11). Как показывают специальные исследования, посвященные изучению концептосферы фольклора (Алещенко Е.И., 2008; Эмер Ю.А., 2010), структуры общекультурного и фольклорного концептов при общности их понятийных составляющих все же обнаруживают различия в образно-ассоциативных и ценностных компонентах, отражающих устойчивые коллективные установки этноса. Образно-ассоциативный слой фольклорного концепта показывает наличие разветвленной системы адгерентных и ингерентных ассоциаций и коннотаций, которые у концепта общекультурного могут вообще отсутствовать (Алещенко Е.И., 2008, 6). При этом палитра образов, свойственная фольклорному концепту, оказывается хоть и немногочисленной, однако более архаичной, традиционной, устойчивой, чем соответствующий слой общекультурного концепта, она менее подвержена влиянию социально- исторических и идеологических факторов более поздних эпох существования этого концепта (ЭмерЮ.А., 2010, 95). Ценностные составляющие фольклорного и общекультурного концептов отличаются не столько качественнымипараметрами оценки, сколько ее критериями и количественными характеристиками. Так, фольклорный концепт фиксирует абсолютное преимущество утилитарного критерия оценки по сравнению с гедоническим, рациональным и пр., свойственными общекультурному концепту: мир “вращается” вокруг человека и оценивается с точки зрения пригодности / непригодности для его существования, поэтому фольклорная оценка предмета или явления действительности, оформившегося концептуально, может не совпадать с общекультурными представлениями о том, что является достойным и правильным, как, например, сказки о ловких мошенникахиплутах (АлещенкоЕ.А., 2008, 10-11). На фоне относительно нейтральной общекультурной единицы ФК проявляет ярко выраженную оценочную полярность и категоричность оценки. Так, по наблюдению Е.И. Алещенко, актуализация некоторого семантического признака лексемы-имени концепта определяет дальнейшую профилизацию данного концепта во всех фольклорных текстах соответствующего жанра (АлещенкоЕ.И., 2008, 11). Например, концепт МАЧЕХА , обнаруживает в текстах русских, украинских и немецких народных сказок исключительно негативную оценку, заданную семантическим признаком ‘злой’, присущим его имени (АлещенкоА.И., 2008, 11; Сікорська І.М., 2010, 8). Концепт HEIMAT / РОДИНА в текстах немецких народных песен имеет всегда позитивную оценку: ewig liebe, liebste, geliebte, schöne, teure (Heimat), о ней думают, когда находятся далеко. Ср.: Sei es schön im fremdenLande, doch zurHeimatwirdesnie .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=