ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 7

сложным абстрактным понятиям. От того, в каком состоянии наука, во многом зависити содержание образования подрастающегопоколения. Кроме представлений картину мира формируют культурные установки. Культурные установки соотносятся с социальными и духовными ориентирами, формирующимися как результат представлений носителей культуры о нормативной/идеальной жизнедеятельности. Установки рассматриваются в виде «ментальных образцов, играющих роль прескрипций для социальных и духовныхжизненныхпрактик» (ТелияВ.Н., 1999, 18). Культурные установки являются наиболее продуктивной ментальной единицей в тезаурусе Л.Н. Толстого, что определяется дидактической направленностью его дискурса. Часто установки Л.Н Толстого о школе противоречат, сложившимся в обществе: «Человек знающий микроскопических животных, но не знающий сохи, также невежествен, как человек знающий соху, но не знающий микроскопа» (Толстой Л.Н., 1928-1958, Т. 8, 437). В статьях о насильственном устройстве школ, ложности знаний писателю свойственно разрушать привычные социально-психологические установки, заменяя их своими. С помощью такого приема он показывает ошибочность системы народного образования в царской России и в буржуазных странах ЗападнойЕвропы, одновременно излагая своипедагогические взгляды. Стереотип – еще один вид культурных смыслов. В своих педагогических статьях Л.Н. Толстой уделяет большое внимание созданию и обоснованию новых стереотипов ошколе ишкольном образовании. В работах писатель часто транслирует общепринятые образцы, а затем критикует неизменные шаблоны, утверждающие, чтошкола отвечает потребностямнарода; учитель – обладатель истинного знания; «настоящие» науки не имеют отношения к жизни; для эффективного обучения необходимы строгость, наказания, «несвобода» учеников. Несмотря на изобилие нестрогих обыденных понятий в текстах Л.Н. Толстого мы находим массу научных понятий. Это объясняется стремлением автора дать четкие определения явлениям, создать свой терминологический аппарат для «новой» педагогики. Писатель задумывал создать «Общество народного образования», целью которого должно было явиться «распространение образования внароде». Необходимо сказать, что для дискурса Л.Н. Толстого характерно переосмысление некоторых научных понятий, заключающееся в новой их интерпретации. Так, например, автор статей трактует народное образование – понятие имеющее научную дефиницию: «Народное образование всегда и везде представляло и представляет одно, непонятное для меня, явление» (Толстой Л.Н., 1928-1958,Т 8, 4); школьный беспорядок – «свободный порядок» (Толстой Л.Н., 1928-1958,Т. 8, 29). Содержание научного понятия у Л.Н. Толстого открыто. Так, понятия наука, школа, образование получают новые признаки, постоянно уточняются. Смыслы, включенные в концепт «Школа», носят у Толстого разнообразные характеристики от авторских установок и представлений до научных понятий. Следует отметить, что в рассуждениях о существующей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=