ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 7

остается на периферии и творчество выдающегося философа Л.Н. Толстого. Изучение трудов мыслителя, его неповторимого видения мира, особенностей категоризации знаний в произведениях автора, помогают выявить скрытые смыслы и значения толстовской теории, исследовать индивидуальный стиль писателя с учетом соотношения языка и мышления, способов выражения в языке внеязыковойдействительности. Под категоризацией понимаем «деление мира на категории, то есть выделение в нем групп, классов, категорий аналогичных объектов или событий, включая концептуальные категории как обобщение конкретных смыслов, или концептов» (Манерко Л.А., 2003, 67). Следует отметить также, что в противоположность концептуализации категоризация предполагает объединение сходных единицмышления вболее крупные разряды, категории. Особенности понимания того или иного аспекта действительности отражены в том, с какой категорией языковая личность соотнесла новые знания. Так, Л.Н. Толстой соотносит процесс получения образования крестьянским и рабочим сословиям не с категорией «благо», а с категорией « плохое, нехорошее »: «… стремление к образованию людей рабочего сословия, вызываемое если не исключительно, то преимущественно желанием избавления себя оттруда рабочего сословия… не заключает в себе не только ничего похвального, но, напротив, есть в большей части случаев стремление очень нехорошее » . (Толстой Л.Н., 1928-1958, Т. 38, 135-136). Таким образом, категория отражает особенности понимания действительности. Вопреки установившемусямнению, Л.Н. Толстойне считает существующее образование благом для рабочего сословия, определяет его как «стремление очень нехорошее», подчеркивая тем самым отрицательный характер системы обучения. По своему содержанию знания Л.Н. Толстого о школьной действительности неоднородны, ввиду чего могут быть категоризованы как научные, обыденные понятия, представления, культурные установки, стереотипы. Л.Н. Толстой выражает свои представления о современных ему школах, опираясь на биоморфные образы «Поэтому школы, устроенные свыше и насильственно, не пастырь для стада, а стадо для пастыря » Толстой Л.Н., 1928-1958, Т.8, 13). Встречаются фетишные образы еды: «Уже одно это обещание вознаграждения за обучения и запрещение есть свою, несомненно, доказывает, что пища дурная и что те, кто готовят ее, желают не накормить, а отравить потребителей.» ( Толстой Л.Н., 1928-1958, Т. 38, 148). Регулярны акциональные метафоры игры, зрелища, театра: « Выдумывают эти люди всякие игры, гулянья, зрелища, театры, борьбы, ристалища, в том числе ито, что они называют наукой. » (Толстой Л.Н., 1928-1958,Т. 38, 144- 145) В размышлениях Л.Н.Толстого о нравственных принципах научного знания, о том, что наука есть сознание общества чувствуется его огромное желание донести свою правду до всех слоев общества, вот почему писатель прибегает к подробным описаниям, пытается найти простые объяснения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=