ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 7

упоминает Гэтсби, используется личное ( I ) и притяжательное местоимение ( my ), что свидетельствует о субъективном взгляде на события изжизни героя, а также вторая форма глаголов, т. е. простого прошедшего времени, которая указывает на ретроспекцию, фиксирующую внешнюю точку зрения по отношению к повествованию. Таким образом, в произведениях С.Фицджеральда соединены две степени фокализации: внутренняя, которой соответствует субъективная точка зрения, и нулевая, предполагающая всеведущегоповествователя. Принцип «двойного видения» реализуется в произведениях С.Фицджеральда за счет синтеза романтической и реалистической тенденций восприятия и отображения действительности, что впоследствии привело к «романтическомуреализму». Эту особенность фицджеральдовской манеры письма отмечают многие исследователи его творчества. Так, A. Mайзенер считает ее одним из «самых примечательных свойств» писателя, соединившего, по его словам, «наивность полного эмоционального растворения с беспристрастностью почти научного наблюдения» (MizenerA., 1957, 3). С. Фицджеральд чувствовал прочную связь с традицией американской литературы, прежде всего американского романтизма, лирико-романтическая образность присуща лучшим его произведениям (Кулашвили В.К., 1983, 163). Однако она достигается не только лиризацией или метафоричностью, ассоциативностью, образами-символами, но и тональностью, созданием особой атмосферы действия, чему во многом способствует использование элементов необъяснимых, таинственных, или же стоящих на границе фантазии и реальности, «нефантастической фантастики», позволяющей писателю связать призрачныймир воображения с реалиямижизни, резко, а иногда и гротескноих очертить. Ярким примером является рассказ Перси о жизни своего деда и отца в «Алмазной горе», с помощью которого Фицджеральд попытался символически показать неожиданный для многих американцев резкий переход от общества «равных возможностей» к обществу, в котором даже «убийства не омрачали счастливых временроста ипрогресса» (FitzgeraldF.S., 2012, 184). С. Фицджеральд тяготел не только к эмоционально-поэтическому, но аналитическому осмыслению социально-исторических процессов. Стремление писателя к углубленному психологическому анализу, обусловленное определенными социокультурными трансформациями, которые привели к усложнению жизненного мира человека, нивелированию культурных ценностей, разрушению духовности, отразилось на технике построения художественногопространства иизображениядействительности. Для идиодискурса С.Фицджеральда характерно преобладание внутреннего сюжета над внешним, ведь именно он передает глубинные изменения в психике героев, постепенно раскрывает многоплановость образов, динамику их развития. Особая роль в его построении принадлежит мотиву «смены ролей». Передавая действительность через мировосприятие разных героев, С. Фицджеральд одновременно заставляет их прибегать к автохарактеристике, оценивать ситуацию, движение души, поступки. При этом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=