ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 7

С. Фицджеральд пытался найти ценности, способные противостоять долларовой цивилизации, т.е. найти человеческое в человеке. Он противопоставляет своего героя буржуазной действительности, тем самым отражая реально существующие противоречия, в частности отчуждение человека в буржуазном обществе не только от его общественныхфункций, нои от самого общества (КулашвилиВ.К., 1983, 5). С.Фицджеральд был одним из самых мощных критиков американского капитализма и общества потребителей, ведь он оценивал его одновременно с точки зрения «участника и наблюдателя». Живя жизнью людей своего круга, круга состоятельных американцев, он умел в то же время критически воспринимать собственные поступки. В американской критике эта способность писателя «держать в сознании в одно и то же время две противоречащие друг другу идеи, не теряя все же способности функционировать» (Fitzgerald F.S., 1945, 69) получила название «двойного видения» (DonaldsonS., 2009, 201). Осознавая, насколько заманчив мир богатых, писатель в тоже время показывает, что он основан на эксплуатации других. Последнее дает основания говорить о влиянии критикиК.Маркса, в частности концепций «реификации»и «товарного фетишизма» (Posnock R, 1984, 202), согласно которым предметы потребления приобретают «мистические» свойства и воспринимаются не как результаты ручной работы человека, а как «независимые существа, одаренные жизнью» (Posnock R., 1984, 202). В произведениях С. Фицджеральда они становятся объектами критики: при помощи метафоризации и символизации художественного пространства автор развенчивает представление об их возможности создаватьиндивидуальностьи социальный статус: periodbedrooms swathed in rose and lavender silk; a toilet set of pure dull gold; shirts with stripes and scrolls and plaids in coral and apple-green and lavender and faint orange with monograms of Indianblue (TheGreat Gatsby). Состоятельные люди и окружающие их предметы наделяются сверхъестественными и магическими свойствами, что подчеркивает безосновательность предметов роскоши, их обманчивую и опасную власть в обществе потребителей: turkeys bewitched to a dark gold; floating rounds of cocktails permeate the garden (TheGreat Gatsby); Jordan andDaisy ballooned slowly to the floor (TheGreatGatsby). Двойственность видения в произведениях С. Фицджеральда достигается за счет введения нарратора, которого автор, с одной стороны, наделяет непосредственностью, присущей рассказчику («диегетический нарратор»), а с другой, – всеведением, характерным для повествователя («недиегетический нарратор») (ШмидтВ., 2003, 81). Повествование ведется от первого лица, т. е. с точки зрения одного из непосредственных участников событий, который дистанцирован от них во времени и пространстве, Например, в одноименном романе «Великий Гэтсби» нарратор Ник Каррауэй предстает здравым комментатором, непосредственно вовлеченным в события (но при этом он находиться в будущем), о чем свидетельствуют локально-темпоральные маркеры и прошедшие формы глаголов. В частности, в высказывании Only Gatsby ... was exempt frommy reaction–Gatsby, who represented everything forwhich I have an unaffected scorn (The Great Gatsby), в котором нарратор впервые

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=