ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 7

Актуальность работы обусловлена повышенным интересом лингвистики к проблемам индивидуального в речевой деятельности. Это же касается и крупнейшего представителя критического реализма в литературе США первой половины XX в. С. Фицджеральда, творчество которого оказало значительное влияние на последующее развитие мировой литературы. Изучение своеобразия идиодискурса писателя будет способствовать дальнейшему осмыслению того влияния, которое оказывает американская литературная традиция первой половины XX в. на коммуникативную культуру современного англоязычного общества вцеломина эстетикухудожественной речи в частности. Идиодискурс С. Фицджеральда является знаковым для англоязычного художественного дискурса первой половины XX в., опирающегося на весь багаж, накопленный языком художественной литературы прежних эпох. Наряду с такими выдающимися писателями, как Т. Драйзер, Ш. Андерсон, Э. Хемингуэй, У.Фолкнер, Т. Вулф, С.Фицджеральд выступил как тонкий, самобытный художник, «сумевший раскрыть сложные нюансы человеческой психологии, создатель произведений, насквозь пронизанных то напряженным и даже трагическим лиризмом, то едкой иронией, порожденной ощущением морального банкротства господствующих в США людей» (Кулашвили В.К., 1983, 7). С.Фицджеральда называли певцом «века джаза» (название взято из сборника его рассказов «Сказки о веке джаза»): он одним из первых ощутил и воплотил в художественном произведении трагические противоречия послевоенной Америки, показав, что это на самом деле своего рода «пир во время чумы» (Fitzgerald F.S., 2012, 101) – нравственной чумы, наложившей своюпечатьпочтина всех американцев. Одно из ведущих мест в произведениях С.Фицджеральда занимает антивоенная тематика. Писатель решает военную тему в сугубо психологическом ключе, акцентируя внимание на пагубном воздействии трагического опыта войны на последующую судьбу героев (КулашвилиВ.К., 1983, 123-125). С. Фицджеральд ставит их перед нравственной дилеммой – добиться внешнего благополучия, встав на путь преступления (Гэтсби, главный герой романа «Великий Гэтсби»), или погибнуть (Гордон Стеррет, два солдата из рассказа «Первое мая»), так как в послевоенной Америке нет места для бывших солдат. Историческая прозорливость позволила С. Фицджеральду впервые в американской литературе коснуться темы «потерянного поколения», которое, по словам М. Каули, «принадлежало ко времени перехода от устоявшихся ценностей к ценностям, которые еще должны были быть созданы» (CowleyM., 1966, 9). Первый роман писателя «По эту сторону рая», в котором он показал неверие молодого человека в мнимые буржуазные ценности, разочарование и одиночество человеческой души, нежелание следовать традициям отцов и воспевать кумиры довоенного мира, и который стал декларацией идей представителей «потерянного поколения», вышел в свет задолго до того, как были написаны произведения Э. Хемингуэя, У. Фолкнера, Э.М. Ремарка, Р. Олдингтона.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=