ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6
(обобщенно-отвлеченность, логичность, номинативность, точность, безэмоциональность) и закономерности строения текста (принципиально те же основы членения и способы создания связности), дидактическая направленность учебно-научной литературы, ее адаптация для конкретного адресата определяют предпочтительность использования текстов учебников на начальном этапе обучения научной речи. Для восприятия и воспроизведения научного текста представляются важными такие категории текста как членимость и связность. В этой связи особое внимание студентов следует обращать на связность текста и его членимость на микротексты. Функциональная обусловленность этих категорий в научном тексте нашла отражение в следующем: во-первых, объективный характер членения научного текста привел к совпадению абзаца и СФЕ, к большей организованности абзаца (ключевая роль первого предложения, четкое построение абзацной фразы); во-вторых, стремление научного стиля к подчеркнутой логичности проявилось в эксплицитном выражении связности предложений и частей текста с помощью формальных средств связи. Организуя обучение монологической речи студентов национальных групп необходимо анализировать тексты с точки зрения их принадлежности к определенному функционально-смысловому типу речи. Предметом анализа при обучении должны быть, в первую очередь, черты, специфичные для жанровых разновидностей: способ преобразования исходного текста, композиционное строение и клишированный лексико- грамматический материал. Для обучения монологической речи студентов национальных групп неязыковых факультетов тексты целесообразно представить в системе, каждый элемент которой являлся бы текстом-типом. Типовые учебные тексты были выделены на логическом основании. Обладая композици- онной и структурной стабильностью, такие тексты будут способствовать развитию у учащихся навыков антиципации. Работа по развитию связной речи на текстах по специальности предполагает обогащение речи студентов профессиональной лексикой, закрепление их грамматических знаний, развитие и совершенствование умений и навыков извлечения научной информации из стилистически дифференцированного текста, а также развитие и совершенствование профессионально направленной связной речи. Литература Метс А.Н., Митрофанова О.Д., Одинцова Т.Б. Структура научного текста и обучение монологической речи. ‒ М.: Русский язык, 1981.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=