ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6

грамматическая категория текста, которая носит название перспективности. Ведь общая прогрессивная направленность текста обеспечивает выявление его итоговых информационных параметров, отличных от тех начальных информационных параметров, которые были приняты за точку отсчета. Для научного текста характерно преобладание конкретного фактического элемента. Однако имеет место довольно значительная доля предполагаемого. Научный текст передает информацию двух типов: абсолютно достоверную, базирующуюся на известных фактах или же доказанных гипотезах и гипотетическую, передающую суть нерешенной и актуальной проблемы. Весь процесс создания научного текста представляет собой попытку превращения информации второго типа в информацию первого типа. Прагматическая цель научного теста достигается в тех случаях, когда объект накопленной отправителем достоверной информации будет достаточен для осуществления этого превращения [Чулкова: 42]. Каждый текст состоит обычно из нескольких микровысказываний, или субтекстов. Членение текста на высказывания – это и есть процесс его сегментации на более мелкие структурно-смысловые единицы, каждая из которых в свою очередь отличается относительной целостностью, связностью, завершенностью [Митрофанова: 36-37]. В научном тексте также каждое входящее в его состав единство может содержать относительно самостоятельную научную и информационную ценность. Для воспроизведения научной информации, создания самостоятельной научной теории, необходимо привлечь внимание студентов к тем вопросам, которые требуют изучения и осмысления, в связи с чем необходимо развитие умений воспроизводить и интерпретировать научную информацию. При научном творчестве последовательное изложение материала и, следовательно, постепенное увеличение объема передаваемой информации является основным условием реализации прагматической задачи. Доказательность изложения во многом зависит от того, в каком порядке приводятся те или иные аргументы. В то же время композиционная структура научного текста носит заданный характер. Непременными ее элементами являются: 1) исходные данные, 2) формулировка гипотезы или рассматриваемой проблемы, 3) доказательство, 4) практический анализ материала, подтверждающий достоверность доказательств, 5) краткие выводы. Комбинаторика единиц, составляющих научный текст, не может носить случайный характер, поскольку она изначально обусловлена за данностью его композиционной структуры [Чулкова: 43]. Обучение воспроизведению монологического высказывания должно осуществляться на основе текстов по специальности, так как в них характерны стилеобразующие черты собственно научной речи

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=