ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6

Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – М.: URSS, 2006. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – М.: Педагогика, 1989. Ф.М. Файзуллоева Куляб Некоторые особенности структуры текста (к вопросу о порождении монологического высказывания) Развитие монологической речи на материале научных текстов должна быть организована таким образом, чтобы студенты приобретали необходимые речевые умения и навыки для построения собственно монологического высказывания на определенные темы. При этом следует иметь в виду то, что эффективность любого выказывания зависит не только от того, насколько грамматически правильно говорящий сумел высказать свою мысль, но также изложить содержание в правильной логической последовательности, объединить отдельные мысли в единый связный текст, правильно выбирая при этом необходимые средства связи. Для построения собственного монологического высказывания необходимо владение необходимыми известными речевыми и языковыми умениями и навыками, помогающими осознать смысловую и структурную зависимость между отдельными предложениями, частями текста, а также избирательно пользоваться языковыми средствами в условиях той или иной речевой ситуации. Речевая ситуация понимается как «совокупность» условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие по намеченному плану. Для порождения адекватного высказывания учащийся должен ориентироваться в оценке нелингвистических факторов, формирующих ситуацию, содержание высказывания и определяющих выбор языковых средств, и усвоить значение единиц языка, обеспечивающих коммуникативное задание. Именно поэтому ситуативно-тематическая организация предполагает перечисление ситуаций общения, выявление актуальных тем, определение конечного списка речевых интенций, отраженных учебными текстами и наиболее типичных, частотных и коммуникативно ценных лексико- синтаксических манифестациях [Метс, Митрофанова: 81]. В этой связи, текст как продукт речевой деятельности может использоваться в качестве единицы обучения монологическому высказыванию» [Митрофанова: 36- 37]. В настоящее время уже накоплен значительный материал по исследованию текста. Это связано с особенностями лингвистических исследований, для которых характерно многообразие подходов, точек зрения, терминов. Однако многие вопросы, представляющие интерес для

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=