ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6

процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тождество» [Рубинштейн: 134]. Ю.Н. Карулов выделяет четыре разновидности интериоризованной речи – внутренний монолог, внутренний диалог, переключенная несобственно прямая речь, авторский пересказ, опосредованный передачей мыслей своего героя, когда восприятие и переработка внешней информации, идеи, образы, ассоциации, ею порождаемые принадлежат герою литературного произведения. Ученый пишет: «На деле это эпическое отражение той наиболее экономной формы работы человеческого сознания, которая не доходит до вербального уровня и протекает на так называемом «языке интеллекта», т.е. в сцеплении и движении определенных символов, фигур, образов, обрывков слов, схем, формул, типовых ситуаций и т.п.» [Караулов: 74]. Анализ контекстов, принадлежащих фемининной и маскулинной языковой личности, позволяет прийти к пониманию и раскрытию внутреннего мира этой личности, ее интеллектуальных возможностей, поскольку интеллект рассматривается как мыслительная способность, умственное начало у человека. В работе применяется разработанный автором прием интегрального анализа фразеологических единиц (ФЕ), оппозиций и моделей гендерного вербального общения, суть которого заключается в установлении соотношения между гендерным поведением участников речевой ситуации и параметрами, определяющими характер протекания высказывания, его содержание и структуру [Ермолаева: 104]. Обратимся к роману современной писательницы Юлии Шиловой «Дневник эгоистки, или Мужчины идут на красное». Героиня романа Лиза начинает вести дневник, в котором раскрывается вся ее жизнь через внутренний самоанализ. В современной лингвистике отсутствует общепризнанный лингвистический анализ, своеобразный эталон, содержащий перечень тех коммуникативных умений личности, «речевых готовностей», которые позволяют понять характер, индивидуальность данной личности. Нас интересуют дневниковые записи героини, представленные в семи главах романа на 65 страницах. Приведем фразеологический контекст из третьей записи в личном дневнике: Здравствуй, мой дорогой дневник! Знаешь, я начала к тебе привыкать. И пусть ты не умеешь говорить. Пусть ты молчишь, но зато умеешь слушать. Слушать, не перебивать и самое главное – понимать. Сегодня мне хочется поговорить с тобой о расставании и о том, как тяжело научиться жить без человека, которого ты когда-то любила. В моей жизни было много встреч и много расставаний. С одними

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=