ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6

чувствующего какую-то неопределѐнную тревогу, словно «чего-то как бы недостаѐт», «будто что-то ещѐ надо». На вопрос тестя о том, не пришло Бенедикту в голову какое-либо злоумышление против мурзы, главный герой воспринимает с ужасом и непониманием. Авторское стремление прекратить деяния Бенедикта, остановить дальнейший ход его саморазрушения отражено в следующей главе «Ша». Слово «ша» в словаре Д.Н. Ушакова имеет два значения, второе из которых происходит от еврейского «sha», обозначающего призыв к тишине. Общее настроение главы создаѐт атмосферу приближающейся катастрофы. Бенедикт уже осознаѐт ничтожество Набольшего Мурзы, его ложь народу, присвоение себе всех существующих произведений литературы. Главному герою приводит в голову мысль о его свержении и поиске самой главной книги, где написано как жить. В конце произведения, в его финальной главе («Ижица») в Фѐдор- Кузьмичске происходит пожар, и прежние возносятся в небо. Читатель становится свидетелем духовного краха протагониста, его надежды найти Книгу Книг разрушились, а чтение других книг не принесло никакой пользы. Таким финалом Т. Толстая подчѐркивает цикличность бытия. Проводя параллели с птицей Фениксом, сгоревшей дотла и возродившейся из пепла, она оставляет читателю надежду на светлое будущее. Интерпретировав символическое значение алфавита, вынесенного для названия глав романа, соотнесѐнность включѐнной в него народной мудрости и развития образа протагониста, можно прийти к выводу о его особом, кодовом предназначении. Он не просто является средством строения сюжетной линии произведения, во всех главах «Кыси» по всему пространству текста распределены коды. Поэтому алфавиту несѐт в себе кодообразующую функцию. Однако данный роман, как было уже показано, построен не по всем привычным для читателя классическим правилам антиутопии. Т. Толстая произвела разрушение главного героя, не наделив его силой воли, умом и сильным характером. Вместе с тем, она с иронией показала ничтожность и никчѐмность власти, что видно из образа Набольшего Мурзы. Книгу она лишила обучающей и просветляющей функции из-за буквальной интерпретации еѐ содержания протагонистом. Заголовок романа Т. Толстая превратила в символ, значение которого открывается читателю только после его полного прочтения и осмысления. Следовательно, весь процесс чтения «Кыси» носителем «системы ожиданий» (читателем) проходит под знаком кодовой конкуренции, складывающейся из антагонистических и неантагонистических противоречий. Читатель в процессе декодирования вынужден постоянно осуществлять кодовые переходы. Данные особенности кодового устройства романа Т. Толстой выделяют его из ряда других антиутопий и придают ему характер

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=