ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6

душевной гармонии, а только искажает его внутренний мир и ведѐт к деградации. Алфавит, вынесенный в оглавление романа «Кысь», выступает в роли своеобразного символа, с помощью которого происходит формирование концептосферы романа, а также происходит развитие образа протагониста. О. Калашникова по этому поводу отметила: «Наследуя платоновскую идею алфавита как модели мироздания, Т. Толстая пишет роман-азбуку, где каждая из глав носит имя одной из букв древнерусского алфавита. В разгадке азбучного принципа заключена суть авторского замысла» [Калашникова: 114]. Т. Толстая выносит в оглавление не все буквы: здесь отсутствуют литеры «кси», «пси», «омега», «юс большой» и «юс малый», йотированные буквы. Автор романа останавливает свой выбор только на тех буквах, которые отражают ментальные основы цивилизации, своеобразие славянской культуры и способны воспроизвести особенности мироощущения, мировосприятия, характер, духовные установки русского человека. Как отметил Н.С. Трубецкой, в славянских алфавитах базой является число «9», особые места ‒ это 9-е, 18-е, 27-е, 36-е [Степанов: 26]. Следовательно, в ходе анализа глав № 9 («Иже»), 18 («Рцы»), 27 («Ша») мы установили определѐнную закономерность ‒ в этих главах происходит последовательное раскрытие образа протагониста, его антистановление как личности. Однако проанализировать следует и главу №1 («Аз»), так как первое место во всех древних алфавитах всегда отводилось символу, представляющему собой особую ценность, и именно с него начинается жизнеописание Бенедикта. Буква «аз», то есть «я», указывает на первое лицо единственного числа. В одноимѐнной главе читатель получает первые сведения о Бенедикте, его родителях и том мире, в котором живѐт герой. Название главы говорит о процессе самосознания героя в окружающем социуме с его собственной точки зрения. В конце главы даѐтся предыстория городка Фѐдор-Кузьмичска, который до взрыва назывался Москва. В главе «Иже» Бенедикт размышляет о своих возможностях и возможностях «сильных мира сего», серьѐзно задумывается о бесцельности своего существования. Сравнивая себя с Никитой Иванычем, он завидует имеющейся у Истопника свободе и приходит к неутешительным выводам о ничтожности и никчѐмности своего существования: «А ничего старик не боится, никто ему не надобен – ни мурза, ни соседи. Потому ему такая сила дана, такое Последствие завидное: огонь у него внутрях вырабатывается. Потому, знать, и начальство его стороной обходит, не придирается, как к нам, простым голубчикам» [Толстая: 72]. Во главе «Рцы» («говори», «изрекай») повествование идѐт от лица героя, размышляющего о появившихся у него благах и, вместе с тем,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=