ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6

безуспешность обращения протагониста к Книге, о чѐм пойдѐт речь выше) помогает нам сделать вывод о разрушении автором литературного героя, что не было характерно для классических антиутопий и что стало нормой постмодернистских текстов. По словам В.А. Лукина, «...заголовок с позиции получателя, незнакомого с текстом, должен быть отнесѐн к индексальным знакам» [2005: 93]. Причѐм до прочтения текста заголовок является индексальным знаком, который «по мере чтения трансформируется в знак условный, после прочтения и усвоения текста ‒ приближается к мотивированному условному знаку» и приобретает свойства иконического [Лукин В.А.: 94]. Прочитав роман Т. Толстой, читатель получает представление о мифической Кыси, о том, где она живѐт, какую болезнь посылает на людей, как относятся к ней жители города и почему происходит трансформация протагониста в саму Кысь, почему он становится ей подобен. Однако для полного усвоения замысла данного постмодернистского произведения этого не достаточно. Кысь становится одним из символов романа. Она становится символом человеческого невежества и страха. Только у прежних сохранилось адекватное представление о действительности, Главный Истопник Никита Иваныч говорит: «Никакой Кыси нет, а только одно людское невежество» [Толстая: 54]. Поэтому заголовок произведения Т. Толстой приобретает свойства не только индексального и иконического знака, но и знака- символа. Следовательно, неоднозначность интерпретации заголовка романа также является его характерной особенностью. Среди знаков-символов в романе Т. Толстой для решения нашей задачи важным представляется рассмотрение образа Книги и алфавита, вынесенного для названия глав произведения. Через весь роман проходит образ Книги, являющийся символом неосознанного протеста и знаком надежды. Однако центральный миф русской традиции – ожидание от книги высшего и спасительного знания о жизни – деконструируется. В одном ряду с папирусом александрийской библиотеки и табличками Хаммурапи оказывается чудом уцелевшая в доме Прежней старушки Анны Петровны инструкция к мясорубке. Высокое снижается не ради дискредитации, а для обретения иной формы существования в «низовых» смыслах. Высокая культура попадает в описанную М.М. Бахтиным зону «неготового контакта» с текущей, «низовой» реальностью и мутирует, как и еѐ символ – пушкин с маленькой буквы – «шестипалый серафим», вырезанный Бенедиктом из дерева [Бахтин: 273]. Образ культуры, создаваемый таким образом, лишается ореола и становится объектом пародии, интеллектуальной игры. Книга в романе выступает и как символ власти. Имеющий книги в Фѐдор-Кузьмичске имеет и власть. Однако приобщение к культуре, чтение книг не приводит главного героя к

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=