ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6

Третьякова И.Ю. Окказиональная фразеология. Монография – Кострома, 2011. Фархутдинов Ф.В. Такое простое и понятное слово русский… − http://www.slovorus.iv-edu.ru/Vestnik Яковлев Е.Г. Заглянуть в самую бездну! (О некоторых онтологических чертах русского духа) // Русская культура и мир: Тез. докл. участников междунар. науч. конф.. Нижний Новгород, 1993. ‒ С. 11–12. www.gumer.info/bibliotek Linguist . О.И. Фалина Тула Особенности кодового устройства текста романа Т. Толстой «Кысь» Появление жанра постмодернизма в литературе ознаменовало переход от уже устоявшихся в нашем сознании категорий к непривычным нам установкам, как структурного, как и морально-нравственного характера. В мире, в котором произошло множество столь неоднозначных перемен, человек не может найти своѐ место и назначение. Вследствие этого привычные нам сюжетные линии деформируются, обрастают всѐ более символическим смыслом, и читателю требуется приложить достаточно много усилий, чтобы «распутать» и интерпретировать получившийся символический клубок. Принадлежа жанру постмодернизма, романа Т. Толстой также имеет архитекстуальные связи и с другими антиутопическими произведениями («1984» Дж. Оруэлла, «О дивный новый мир» О. Хаксли, «Москва 2042» В.Войновича). Проведя сравнительный анализ данных классических антиутопий с романом «Кысь», были выявлены следующие характерные признаки антиутопий: архитекстуальные и интертекстуальные связи, квазиноминация, псевдокарнавал на основе абсолютного страха, включение в повествование различных вставных жанров (притчи, сказки, анекдоты, сатиры, памфлета), наличие аллегорических образов, ритуализация жизни, инфернальный женский образ, уничтожение книг, противопоставление главного героя официальной власти. Однако «Кысь», являясь также и постмодернистским романом, имеет ряд особенностей, исходя из которых мы вправе утверждать о его своеобразном кодовом устройстве. Для выявления особенностей данного произведения, необходимо обратиться к его знаковому пространству, так как к понятию кода возможно прийти на основе связности мыслей-знаков и сознания читателя. То есть, необходимо установить вид связности (код) «знак ‒ интерпретация ‒ знак (знаки)». Интерпретация связывает все знаки,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=