ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6

Ты же русский сын! Оглянись скорей! К нам идет Праведник!.. Пора встречать Русского Праведника ! » [«Крейсерова соната», 2010: 288]. Наибольшую частотность в языке Проханова получили фразеологизмы, реализующие связь русскости и осмысления мира. К ФЕ, в семантике которых проявляется связь русскости и осмысления мира, в идиостиле Проханова следует относить фразеологизмы: русская альтернатива, Русская победа, русская идея, Русская Палестина, Русская Атлантида, Русская Империя, Русская цивилизация, русская рулетка, Русский Мир, Русский Космос, Русский Рай, русский ад, Русский хаос . В вопросе о концепте русскости, как отмечает Андрей Савельев в работе «Архипелаг Святая Русь», особняком стоит мысль о том, «что проблема «русскости» была не столько задачей подкрепления антпрологическими исследованиями самоочевидной реальности русского народа, сколько «политическим концептом» без всякой опоры [Савельев, http://rys-arhipelag.ucoz.ru/publ ] . Русскость героев Проханова напрямую связана с феноменом Советского Союза, не мыслится без советского этапа (по-прохановски, без « Четвертой империи »). «Дон-Кихот по-советски» − такое определение Проханову дает Александр Дугин. «После августа 1991 года наши отношения изменились качественно. Я утратил остатки осторожности в отношении ―советской‖ фигуры. Проханов, видимо, решил идти навстречу тем идеям и концепциям, которые не укладывались ранее в вялотекущие взгляды ―официальных государственников‖. Я думаю, что сам он испытал глубочайший шок. Проханов верил в Советское Государство, был предан Советскому Государству, служил Советскому Государству и…его Системе. Проханов, певец Системы, остался верен Системе, даже когда она рухнула» [Дугин, 1998: 12]. Александра Проханова называют «летописцем своего времени, изобразившим в романах все войны, революции и катастрофы, произошедшие в России в конце XX – начале XXI века». Русскую национальную идею ещѐ 250 лет назад сформулировал Иван Шувалов: «Сбережение народа». В нашем веке эти слова повторил Александр Солженицын. Но Александр Проханов, как замечает Сергей Беляков, решительно с этим не согласен. «Или великая Россия — или никакой России не нужно. Россия и русские живут во имя мистической Русской Победы и Русского Рая» [Беляков, 2009: 14]. Критики отмечают многогранность писательской манеры Проханова: «резок и угловат, мужественен и вроде бы излишне холоден», и в то же время «порой лиричен до прозрачности сиреневого апрельского заката» [Бондарев, 1998: 16]. В основе событий романа «Скорость тьмы» лежит легенда о так называемой «Русской Атлантиде» ‒ стране Молоде, которая ушла под воду и жители которой приняли библейскую смерть. В творчестве Проханова особое место занимают религиозные мотивы, образы праведников, бессмертной души, небесного Рая. Но в романе

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=