ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6

часто Русскому человеку «не хватает слов», чтобы в полноте выразить мысль. Как отмечает профессор Ф.В. Фархутдинов, особое место в русском понимании Руси-Родины занимают пословицы о Москве. Пословицы о Москве показывают, что славилась она невестами, колоколами да калачами, что не раз она сгорала от копеечной свечи [Фархутдинов, www.slovorus.iv-edu.ru/Vestnik] . Герои Александра Проханова не раз упоминают о Москве как Третьем Риме . Наиболее показательными в этом плане становятся романы «Господин Гексоген», «Крейсерова соната», «Холм», «Пятая империя», «Теплоход „Иосиф Бродский‖», «Алюминиевое лицо», «Русский», «Человек звезды», в которых обозначенная ФЕ встречается около двух десятков раз. Ср.: «−… Москва перестает быть „Третьим Римом” и становится наконец „Новым Иерусалимом” …» [«Господин Гексоген», 2010: 619]. Кроме того, особое место в языке писателя занимают ФЕ Москва златоглавая , Москва слезам не верит . Ср.: « Не был в Москве восемнадцать лет. – Марк оживленно разглядывал мелькавшие дома, фонари, рекламы, лица женщин по тротуарам. – Видел все мировые столицы, а приехал сюда, и, представляете, сердце забилось! Родина, Москва златоглавая ! » [«Красно-коричневый», 2010: 225]. В данном случае явным становится отождествление города Москвы с целой страной и русским народом. Что касается второй ФЕ, выраженной в форме целого предложения с предикативной основой, то в одном случае она претерпевает трансформации. Ср.: « … Вы едете покорять Москву , и она, не верящая слезам , поверит вашей красоте, вашей доброте, вашей искренности » [Там же: 179]; « Лось лежал посреди двора, одна нога вытянута, как струна, с веревкой… ‹···› Опять все сошлись над добычей, разглядывали еѐ, вырывали из спины клочья жесткого меха, нюхали. ‹···› В десять рук оттянули белую мездру с отверстием пули, и Старик, взяв колун, принялся бить стертым тупым железом в хлюпающую отходящую кожу. – Бей его по костям. Чтоб чужие боялись. – Глянь, слѐзы текут! – Москва слезам не верит » [«Лось», 2003: 233]. В первом случае трансформация затрагивает формальную сторону фразеологизма: грамматические изменения приводят исчезновению предикативной основы и появлению обособленного определения, выраженного причастным оборотом. Во втором примере наблюдаем изменения в семантике ФЕ: «говорится тогда, когда чьи-либо слезы, жалобы, сетования не вызывают сочувствия, не могут помочь» [Жуков, 1991: 175]. Речь охотников не имеет никакого отношения к столице, а употребление ими фразеологизма обусловлено чисто ситуативным фактором. Но такой пример у Проханова, скорее, относится к единичным. Важность значения лексемы Москва подтверждает и пример лексического варьирования в пословице Земля слухами полнится : « Обеими руками схватил (Сабрыкин – Е. А.) ладонь Алексея и долго тряс, проходя вслед за хозяином в комнату. – Видите ли,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=