ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6

помощь в организации концерта. Надеемся, что Вас не затруднит. – Мне это не будет трудно» . Также студенты могут обращать внимание только на отдельные, ситуативные варианты употребления фразы, вследствие чего неверно трактуют общую семантику выражения: «Не затруднит – это ответная реплика, когда кто-нибудь благодарит тебя. Например, Спасибо! – Мне было нетрудно это сделать» . Реплика «На здоровье!» также трактуется некоторыми студентами буквально: «обычно, когда мы говорим «На здоровье!», мы желаем здоровья нашим друзьям» , «люди хотят желать человеку доброго здоровья» . Двое из пяти опрошенных ответили, что данная реплика выступает в качестве ответа на благодарность. Анализ ответов студентов позволяет сделать вывод о необходимости работы над формированием коммуникативной речевой компетенции при выражении просьбы и ответа на благодарность, т.е. работа над диалогами и полилогами в различных формальных и неформальных ситуациях общения. Инсценировка ситуации с учетом условий общения на занятии может быть представлена в форме ролевой игры. Необходимо знакомить студентов со всей ситуацией, которая тоже является элементом текста. Ситуации могут быть как стереотипными (студент и преподаватель, участники конференции, однокурсники), так и необычными, занимательными. Использование разных видов ситуаций позволяет не только формировать коммуникативные навыки, но быстро переходить от одной ситуации к другой, менять стратегию общения, а также использовать различные формулы речевого этикета. Для формирования лингвокультурной коммуникативной компетенции не менее важно умение составлять монологические устные темы с опорой на ситуацию. Подобно письменным текстам, устные тексты относятся к определѐнному жанру, например, к жанрам хроники, рассказа, доклада, лекции, репортажа и т.д. Необходимо предварительно знакомить студентов с жанром, который они должны освоить. Развивая навыки монологической речи, полезно задавать ситуацию – кому и с какой целью студент это рассказывает. Например, студенту нужно рассказать об известном человеке (жанр – сообщение), не называя его имени, но таким образом, чтобы другие студенты догадались, о ком идѐт речь. Также можно предложить студенту составить монологическое высказывание о своей семье с учѐтом ситуации общения: « Ваши родственники приехали к Вам в Россию, и Вы хотите познакомить их с Вашими русскими друзьями. Русские друзья пригласили Вас и Вашу семью в гости. Что Вы расскажете друзьям о своей семье?» Письменный текст также выступает средством формирования лингвокультурной коммуникативной компетенции. На занятиях по русскому языку как иностранному рекомендуется использовать следующие приѐмы работы с текстом:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=