ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6

связность. На это следует обращать внимание учащихся. Работу с текстом на уроке следует разделить на несколько этапов. Первый этап – задания, выполняемые перед работой с текстом. 1. Посмотрите в словаре толкования следующих слов и словосочетаний: а) традиция, обычай, обряд ритуал. б) термины родства: теща, зять, золовка, невестка. в) атрибуты масленичных гуляний: сани, саночки, упряжки, повозки, пирушка, застолье, хоровод, маскарад, игрища, застолье, чучело, ряженые. 2. Подберите к следующим словам однокоренные слова: масленица, проводы, старина, поветрие. Второй этап – подача двух разновидностей информации – о чѐм говорится и что говорится (т. е. тема и основная мысль). Для достижения смысловой цельности понятие основной мысли не менее важно, чем понятие темы. Текст приобретает цельность лишь в том случае, если, сообщая что-либо о предмете речи, мы подчиняем отбор материала задаче передать основную мысль высказывания. Другими словами, не только тема, но и основная мысль объединяют предложения текста и придают ему смысловую цельность. При анализе текста можно предложить ученику ответить на следующие вопросы: что он видит, читая текст, что слышит, что при этом чувствует (ощущает), что думает по поводу прочитанного. Отвечая на поставленные вопросы, ребѐнок выстраивают логическую цепочку ответов. Необходимо отметить, что хорошо продуманные вопросы помогут учащимся увидеть текст детально. Следующая линия анализа текста связана со словарной работой. Здесь настоящими помощниками на уроке окажутся различные словари. Например, в тексте о Масленице, встретились слова, которым необходимо дать толкование: 1. Языческий ‒ относящийся к идолопоклонству. 2. Сатурналии ‒ в древнем Риме ‒ народный праздник по окончании полевых работ в честь бога Сатурна; праздник длился 7 дней. 3. Скоромный ‒ о молочной и мясной пище, не потребляемой религиозными людьми во время поста. 4. Помин ‒ (устар.) здесь приношение умершим в знак любви, памяти. 5. Слуховое окно ‒ окно на чердаке, в крыше. 6. Воскресная служба ‒ у верующих: воскресное богослужение. 7. Пасха ‒ у христиан весенний праздник Воскресения Христа. Другая линия анализа текста связана с вопросами и заданиями после прочтения текста: 1. Расскажите, каково происхождение праздника «Масленица»?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=