ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6

(третьего) языка, а формирования коммуникативных умений, т.е. усвоения языка как средства общения. Отсюда важность приобщения учащихся к материальной и духовной культуре народа изучаемого языка, его многовековым обычаям и традициям. Лингвокультурологический аспект содержания обучения русскому языку должен включать, по В.А. Масловой [Маслова: 32], следующие лингвокультурологические единицы, которые являются источниками культурной информации:  мифологизированные языковые единицы: архетипы и мифологемы, обряды и поверья, ритуалы и обычаи, закрепленные в языке;  паремиологический фонд языка;  фразеологический фонд языка;  эталоны, стереотипы, символы;  метафоры и образы;  стилистический уклад языков;  речевое поведение;  область речевого этикета. Все это охватывает национально-культурный пласт картины мира, то есть это лингвокультурологические единицы, содержащие национально- культурный компонент и обозначающие предметы и явления быта, например, изба, лапти, сарафан, русская печь, красный угол, кочерга ; образцы русского фольклора ‒ «Василиса Прекрасная», «Иванушка- дурачок», «Колобок» ; праздники ‒ «Масленица», «Рождество Христово» и т.д. Все это требует последовательного проведения словарной работы и создания продуманной системы поэтапного введения таких слов и выражений в учебный процесс. Следует отметить, что наиважнейшую роль имеет работа с текстом. Главный этап в подготовке к уроку – выбор самого текста. Он должен нести особую смысловую нагрузку, стать источником интеллектуального и нравственного развития учащихся, и, соответственно, нести лингвокультурологическую направленность. В качестве примера рассмотрим фрагменты урока, на котором ведѐтся подобная работа. Покажем на примере текста «Масленица», разработанного для учащихся 10 таджикских классов по теме «Обобщение, расширение сведений о тексте». Главное на уроке при работе с текстом ‒ это умение чувствовать и понимать, почему так и не иначе он выстроен. Какую информацию несѐт? Чему учит? Надо приучать школьников всматриваться и вдумываться в содержание. Как объект лингвистики, текст представляет собой группу предложений, объединѐнных общим смыслом и структурой. Основными его признаками являются членимость, смысловая цельность и структурная

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=