ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6

Ещѐ нужно сказать о большой познавательной и воспитывающей силе чтения церковнославянских текстов. Ведь раньше наш язык изучался по Псалтири, текстам Евангелия, житий святых. Именно здесь раскрывается большая духовная сила нашего языка. Недаром он назван «великим и могучим». « Никакия же бо иныя книги тако Бога славят якоже псалтирь, душеполезна есть…за цари и князи, и за весь мир Бога молит… Псалтирию и о себе самом Бога умолиши. Сия убо нарицаемая псалтирь подобна есть великому морю» (Святитель Василий Великий). Большой воспитывающий и познавательный эффект имеет также изучение Евангельского текста в свете фразеологии современного русского языка. Эта работа раскрывает глубину, силу и красоту русского слова. Например, при изучении Нагорной проповеди Христа мы встречаем оптимистическое выражение « ищите и обрящете», его невозможно заменить современным « ищите и найдѐте», теряется глубина и значимость, яркость и выразительность. Переносное значение этого выражения «приложите необходимые усилия и добьѐтесь желаемого». В Евангелии это выражение соседствует с такими же удивительными в своей доброте советами Христа, как « просите и дасться вам, толъцете и отверзется вамъ», то есть «просите и дано будет вам», «стучите и отворят вам». Церковнославянизмом по происхождению является выражение нести крест , то есть «переносить трудные испытания, тяжѐлую судьбу». В евангельском тексте это ещѐ свободное сочетание слов с прямыми значениями: «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его». Изучение истории языка может входить как фрагмент урока русского языка, это может быть интегрированный курс, тесно связанный с региональным компонентом, это могут быть элективные курсы. Но в любом случае мы должны донести до понимания детей, что «народ российский всегда крепок был языком и верою: язык делал его единомысленным, вера – единосущным» (А.С. Шишков). Дар слова – это Божий дар, дан для образа – образования души и вечной жизни. Литература Демидов Д.Г., Невзорова Н.Н., Шумских Н.Н. Церковнославянская грамота. Учебные очерки. – СПб, 1998. Евангельский текст и фразеология русского языка. – Русский язык в школе. ‒ № 3,4,5,6 1995 Семенцов В.В. Отечественный язык как основа воспитания и обучения. – СПб.: Школа «Гуманитарий». ‒ СПб, 2007.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=