ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6

истории нашего языка. У нас в школе преподаѐтся факультативный курс «Основы Православной культуры». Один из разделов этой программы посвящается изучению церковнославянского языка, а также изучению некоторых аспектов истории развития русского языка. Во-первых, до ученика надо, прежде всего, довести понятие значимости самого слова. В языке нет такого другого всеобъемлющего слова, как Слово. Человек, созданный по образу Божию, единственный из тварей одарѐн словом, он существо словесное. Человеческое слово, как всѐ, что от Бога, в высшем проявлении отличается красотой, оно Славно. Слово и Слава – одного корня. Таким образом, всѐ, что мы говорим, должно быть славно. И это должны учащиеся понимать. Евангелие от Иоанна начинается так: « В начале бе Слово…, и Бог бе Слово». Таким образом, славянское слово Слово приобрело божественное значение в первых же стихах, переведѐнных Кириллом и Мефодием. Словом создан мир: « Яко той рече, и быша» , ‒ говорится в 148 псалме Давидовом. «Он, Господь, изрек Слово, и всѐ стало». Слово – это Логос, Слово – это энергия. Как же поэтому надо быть осторожным в слове. Ведь каждое сказанное слово обладает непреложностью исполнения, может нести добро и зло. Русский народ всегда знал об этом, называя слово вещим. В русских пословицах о силе воздействия слова так и говорится: «Словом убивают, как кинжалом, только кровь не льѐтся», «Все беды от языка», «Будешь следить за языком – он охранит тебя, распустишь – он тебя предаст». Знакомясь с церковнославянской азбукой Кириллицей, дети узнают, что каждая буква имела своѐ название, имела смысл, побуждала к размышлению. Можно рассказать детям о том, что, когда Кириллу надо было проповедовать славянам, он 40 дней постился, просил Бога, чтобы Господь ему открыл смысл и значение славянского языка, помог составить азбуку для славян. И Господь открывает ему 30 и 8 слов. Не букв, а слов. Каждая буква обозначает не звук, как в современном русском языке: а, б, в, г, а слово. В сочетании это даѐт предложение. Читаем славянскую азбуку и получается предложение глубокого смысла: «Аз, Буки, Веди» - я букву ведай-знай, то есть учись. Стал грамотным, «глаголи добро». «Добро есть жизнь». «Рцы слово твѐрдо», то есть говори слово твѐрдо, не торгуй, не злоупотребляй словами. Это было основой славянской жизни. Каждая буква несла смыслоразличительную функцию. Например, в церковнославянском языке было две буквы и , десятиричное и восьмиричное. Слово «мир» писалось с восьмиричным и и с десятиричным, но значение имели эти слова разное. Мир – означало вышний мир, спокойствие и тишину. « Мир Мой даю вам», ‒ говорит Иисус Христос. Воскресший Христос, явившись ученикам, говорит: Миръ вамъ. Это пожелание божественного покоя душе. В словах же Иисуса

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=