ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6

Интересным наблюдением является определение детерминированности корпоративной культуры национальными и субкультурными факторами, которые отражаются в таких признаках культуры, как индивидуализм – коллективизм; отношение к власти; к неопределѐнности, стремление к маскулинность – феминность; долгосрочная – краткосрочна ориентация [Г. Хофстеде]. Т.А. Мясникова спроецировала данные признаки на российскую действительность и выявила отличия городской и сельской культур. «В наиболее развитых регионах, особенно крупных городах, преобладает индивидуализм, терпимость к неопределенности, мужественность. В сельской местности и небольших городах – коллективизм, стремление к избеганию неопределенности, женственность. В целом для России характерна довольно большая дистанция власти и долгосрочная ориентация» [Мясникова: 90]. Мы полагаем, что данные особенности могут находить косвенное выражение и в этических кодексах организаций. Культурные особенности этических кодексов отмечает в своѐм исследовании Е. Соколовская: «В целом западноевропейские кодексы значительно больше обращены к проблемам взаимоотношений со служащими, чем американские. Эта тема встречается во всех европейских и только в 55% кодексов США. Если в Америке к общественным проблемам и вопросам охраны окружающей среды обращаются 42% кодексов, то в Западной Европе – 65%. На этом основании можно сделать следующий вывод: американская деловая этика больше повернута к клиентам, а европейская ‒ к служащим и обществу в целом» [Соколовская: 84]. Корпоративная культура нашла полное отражение в экономических, психологических исследования, однако не была изучена с позиции документоведения. В менеджменте этический кодекс осознаѐтся как форма социальной ответственности бизнеса, показатель степени его развитости, поскольку только на зрелой стадии своего развития организация может объявлять о своих обязательствах перед обществом. Как указывает Е. Соколовская, «Первые корпоративные этические кодексы появились в США в начале XX в. В них выражалось кредо той или иной компании. Инициаторами и авторами их создания были в основном представители высшего управленческого звена. Текст утверждался советом директоров фирмы. Кодексы в основном касались менеджеров, а не всех сотрудников. Наказания предусматривались за следующие нарушения: предложение взятки и согласие ее получить; присвоение дорогих подарков; принятие решений, отвечающих личным интересам; неуступчивость в конфликтных ситуациях; нанесение вреда репутации компании; ведение противозаконной политической деятельности; неоправданное завышение или занижение цены; прямое или

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=