ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6

поведенческие практики (например, служебные этикет, формы совместного досуга, ритуалы), мифы организации и др. Ментальное – представления, стереотипы, установки, ценности. Корпоративная культура может развиваться сознательно или стихийно. Понятия организационной и корпоративной культуры рассматриваются как тождественные или гиперо-гипонимические [Ставропольцева, 2001]. По мнению Н.Н. Могутновой, данные явления существуют не обособленно друг от друга, а пересекаются. Мы полагаем, что одним из материально выраженных объектов этого пересечения является этический кодекс, поскольку он представляет собой продукт документационного управления организацией, а также отражает систему еѐ ценностей. В науке есть попытки разграничения корпоративной и организационной культуры. Так, Н.Н. Могутнова предлагает под организационной культурой понимать структуру организации, специфику еѐ документационного управления: приказы, уставы и др. Корпоративная культура охватывает ценности того или иного профессионального сообщества. [Могутнова: 132]. Такая дифференциация представляется нам объективной. А. Аверин даѐт следующее определение корпоративной культуре: «Корпоративная культура представляет собой сложное социокультурное явление, основанное на ценностях «общей судьбы», профессионализма, самовыражения и саморазвития, творчества, «соучастия» личности в деятельности современной корпорации и общества… Социокультурной средой возникновения, развития и функционирования корпоративной культуры выступает постиндустриальное общество, в рамках которого знания, информация и «человеческий капитал» приобрели доминирующее значение в производственной и хозяйственной деятельности. Корпоративная культура обеспечивает эффективность развития интеллектуальной и духовной энергии каждого участника постиндустриального производства» [Аверин: 12]. Как видим из предложенной дефиниции, миссия корпоративной культуры выражена в интеграции людей профессиональной сферы, их творческое развитие. Корпоративная культура позиционируется как феномен постиндустриального общества. Разноаспектное определение корпоративной культуры находим у В.В. Разменова: «Корпоративная культура – это: 1) социальная подсистема, обладающая сложной структурой, включающая в себя рациональные и иррациональные элементы, призванная выполнять функции, связанные с ориентацией и интеграцией людей и коллективов; 2) социокультурный феномен, который тесно взаимосвязан с личностью и обществом, но имеет свои границы и специфику; 3) форма выражения профессионального самосознания, корпоративного духа, основанная на общепринятых моральных и этических коллективных нормах и ценностях; 4) фактор

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=