ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6
текста у каждого читателя неодинаково, что выявляет такой признак концептуальной информации, как субъективность. Говоря о концептуальной информации, мы имеем в виду произведение. Тексты обладают таким признаком, как регулятивность, которая выражается в способности управлять познавательной деятельностью человека. Тексты антропоцентричны, они ориентированы на автора и читателя. Социологичность текста проявляется в том, что он всегда связан с определѐнным временем, эпохой, устройством общества, актуален, выполняет социальные функции. Культурно детерминировано денотативное пространство текста, то есть выбор темы. Эпоха навязывает автору актуальные темы. Иными словами, культура диктует, о чѐм можно и нужно говорить, а что следует умолчать. Многие тексты содержат отрезки, нуждающиеся в лингвокультурном комментировании. Отдельным направлением лингвокультурного анализа является выявление текстем, то есть текстовых инвариантов. Этот аспект анализа позволяет определить симболарий культурной эпохи, типичные нарративные схемы, персонажи. Своеобразным культурным нервом выступают интертекстуальные связи текста. Они объективируют диалог текста с другими текстами, отражая тем самым то, что было важно в ту или иную эпоху, что обсуждалось, читалось. Большой интерес представляют интерпретации текста, особенно если они сделаны в разные культурные эпохи. Каждая культурная парадигма порождала свой угол зрения на текст. В этом аспекте важна не только сама интерпретация, но и те культурные факторы, которые еѐ обусловили. Объектом лингвокультурологического анализа является жизнь текста, особенности его употребления. В поле зрения методики формирования культурно-языковой компетенции включено объѐмно-прагматическое членение текста, поскольку оно отражает авторские интенции, продиктованные особенностями культурной среды. Культурно-информационный потенциал текста заключается в том, что читатель может познакомиться с ценностями и идеалами культурной эпохи, еѐ принципами и идеологемами. Мы предлагаем следующую схему лингвокультурологического анализа текста. 1. Учѐт внетекстовых пресуппозиций: время создания текста (идеологемы, культурные установки, ценности (концепты с высоким социальным рейтингом, стереотипы), личность автора, его творческая судьба, принадлежность к литературно-художественному направлению. 2. Объяснение выбора жанра идеологемами культурной эпохи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=